|
Закон о доступе к информации: гладко было на бумаге...
20.10.2011 / Газета: Гривна / № 43 / Тираж: 60000
Формулировку «право граждан на получение информации» часто используют в качестве политического лозунга или аргумента в суде, её связывают со свободой прессы. Однако Закон «О доступе к публичной информации» основан на интересах всех украинцев В нем изложено право народа знать о действиях чиновников, право на получение информации о деятельности субъектов властных полномочий. Но пока что из украинских чиновников щипцами нужно вытягивать информацию о том, сколько же потрачено, например, на уличные фонари или облагороженный парк. А потом ещё удивляемся: судя по сумме, там точно было что-то из золота. Обратим внимание на, казалось бы, публичные сессионные заседания украинских парламентариев – всё открыто. В то же время только после узнаем: «розданы» дорогостоящие участки земли. Оказывается, голосование происходило за номера законопроектов. Таковы реалии коррупционной деятельности в кулуарах. Сегодня украинцам наивно ожидать значительного прогресса от реализации вступившего в силу 9 мая 2011 года Закона «О доступе к публичной информации». Во-первых, в Украине и поступках тех, кто нею управляет, кроется отпечаток режима советского тоталитаризма. Мол, это вам знать не положено, это засекречено. Во-вторых, нашим чиновникам придется распрощаться с коррупционными делами. А это невозможно даже представить. Однако, приняв во внимание опыт Европы, наше государство с появлением этого закона должно только выиграть. «Прозрачная» деятельность сняла бы массу вопросов граждан: что? сколько? куда? В конце концов все мы – плательщики налогов и имеем право знать, как распределяют наши средства. Источники горисполкома малопубличны В Херсоне 14 октября юристы и эксперты из столицы для региональных журналистов и представителей органов власти провели семинар-тренинг на тему «Организация доступа к публичной информации в органах власти». Так как этот закон касается каждого гражданина страны, читателям «Гривны» будет также полезно ознакомиться с его основными аспектами: как получить интересующую информацию, в какие сроки и так далее. Согласно Закону «О доступе к публичной информации», субъекты властных полномочий должны добровольно предоставлять информацию, разместив ее на веб-сайтах, в газетах, на телевидении или радио. А также реагировать на письменные обращения граждан или организаций. Журналисты, проанализировав доступность информации на официальных источниках Херсонского горисполкома, сделали вывод, что в его структуре не сформировано подразделение, отвечающее за исполнение данного закона. Как прокомментировала этот факт присутствовавшая представительница органов местного самоуправления, в ближайшее время такого отдела и не будет ввиду сжатых рамок бюджета. Не обнародована информация о планах проведения и повестке дня открытых заседаний, их членов комиссий, нет графической карты и самого документа корректировки Генерального плана города. Хотя по закону всё, что касается деятельности субъектов властных полномочий, хозяйствования, здравоохранения, экологических служб и лиц, которые её выполняют, должно быть обнародовано. А именно – обязательно и неотложно, но не позже 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих документов. Проекты нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления, разработанные соответствующими распорядителями, обнародуют не позднее, чем за 20 рабочих дней до даты их рассмотрения с целью принятия. Неправильный запрос – причина для отписки Итак, обратиться с запросом об информации может любой человек, независимо от того, касается это его лично или нет, без пояснения причин подачи. Письменный запрос можно подавать в произвольной форме, в нем не ограничено количество вопросов. Но задавать их следует конкретно, лучше не более трех-четырех, а то получите отписку. Запрос должен содержать ваши имя, адрес, номер телефона, короткое описание информации и четкий вопрос (просьбу), подпись, дату. Чтобы не ошибиться, кто является распорядителем интересующей вас информации, адресуйте запрос руководителю. В этом случае вы, скорее всего, не получите отказ. Ваше письмо должны будут перенаправить распорядителю информации. Учтите: отсчет срока рассмотрения запроса начнется со дня получения его должностным лицом. Кстати, срок рассмотрения запроса – не позднее 5 рабочих дней со дня получения. Если он касается предоставления большого объема информации или требует поиска среди значительного количества данных, распорядитель может продлить срок до 20 рабочих дней с обоснованием. То есть уведомить вас в письменной форме не позднее 5 рабочих дней со дня получения запроса. В случае, если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни, свободы личности, относительно состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, которые произошли или могут произойти, ответ предоставляют не позднее 48 часов со дня получения запроса. К слову, информацию предоставляют бесплатно. Если она объемная, предусматривает изготовление копий документов более 10 страниц, только тогда вы должны возместить фактические расходы на копирование и печать. Что определяется в пределах норм, установленных Кабинетом министров. Но при предоставлении гражданину информации о нём и таковой, которая несет общественный интерес, плата за копирование и печать не взимается. Учтите, что распорядитель информации имеет право отказать в ее предоставлении, если он ею не владеет в рамках своей компетенции. Также последует отказ, если информация относится к категории с ограниченным доступом, что определяет данный закон. Если вы получили так называемую отписку (ответ дан не по существу запроса или поверхностно из общедоступных источников), это можно расценивать как неправомерный отказ в предоставлении информации. Следует обращаться с жалобой в прокуратуру. Отказ должен быть предоставлен в письменном виде и содержать фамилию, имя, отчество и должность лица, ответственного за рассмотрение запроса, дату отказа, его мотивированное основание, порядок его обжалования, подпись. Отсрочку в удовлетворении запроса допускают, если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в предусмотренные настоящим законом сроки в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (землетрясение, наводнение и тому подобное). Однако важно не путать: доступ к публичной информации – это копирование уже существующих документов, а не создание новой информации или аналитических данных. Три вида ответственности за отказ Также в Законе «О доступе к публичной информации» определена мера ответственности, которую несет чиновник за несоблюдение данного закона. Как обозначено, госслужащего могут привлечь к дисциплинарной, административной и криминальной ответственности. Причиной для этого могут стать: отказ в удовлетворении запроса, предоставление недостоверной или неполной информации, отсрочка или несвоевременное предоставление ответа, необнародование распорядителем информации в соответствии со статьей данного закона, бездействие или другие решения, нарушившие законные права и интересы запрашивающего. Данный закон действует менее полугода, однако в Реестре судебных решений Украины уже находятся 75 дел по доступу к информации. А также 5 постановлений о делах об административных правонарушениях, в которых чиновников, нарушивших закон, просили привлечь к ответственности. Из общей численности дел в 60% суд отказал истцам в удовлетворении их требований, в 40% – поддержал требование, хоть и не всегда полностью. От редакции. Наверное, «с разбегу» сложно разобраться в вышеизложенном. Но надо бы покорпеть над этим, позарез надо! Потому что позарез надо приучить начальника ЖЭКа уважать квартиросъемщика и отвечать на его конкретные, по делу, вопросы. И горисполкомовского начальника, и «водоканальского», и «газового», и «электрического». Обязаны информировать! Будут ли – зависит от нашей настойчивости. И знания своих законных прав. Автор: Алёна ГРЕБЕНЮК
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 31.10.2011 / Чорноморець
00:00 27.10.2011 / Акценти
00:00 27.10.2011 / Акценти
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |