|
Цвета времени
02.07.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 73(10773) / Тираж: 10407
В Музее современного искусства Одессы (МСИО, ул. Леонтовича, бывш. Белинского, 5) открылась выставка живописи и графики «Цветной архив» из личной коллекции Евгения Деменка. ЭКСПОЗИЦИЯ стала событием. В вечер открытия 29 июня ее посетило порядка двухсот человек. Продлится выставка до 4 августа и будет интересна как давним знатокам региональных особенностей изобразительного искусства, так и молодежи, которой еще предстоит этот пласт осваивать, а он очень мощный. Собрание Деменка внятно отражает и своеобразие здешней живописной манеры, и ее становление в десятилетиях, и переработку в ней на свой лад чужеродных влияний. Показанное собрание произведений охватывает, по сути, весь период ХХ века, включая в себя такие раритеты, как этюды Давида Бурлюка, и не отвергая поисков своего лица сегодняшними «молодыми» и «условно молодыми». Андеграунд 70-х здесь уживается с благонамеренной академичностью «соцреалистов», и оба «изма» в глубине подпитываются «старорежимной» школой Товарищества южнорусских художников; внезапный во второй половине ХХ столетия анахронизм изысканного Серебряного века в листах интеллектуальных абстракций легендарного Олега Соколова соседствует с наотмашь эпатажными экспериментами подмеченного когда-то им Александра Ройтбурда (кстати, работы этих двух художников кураторы выставки намеренно, не без провокативного юмора, ранее столкнули еще и в отдельном зале МСИО). Выставочные подборки, занявшие залы двух этажей, снабжены разъяснительными текстами; так, специальное эссе написал для МСИО по случаю сего неординарного экспонирования журналист (и тоже коллекционер живописи, свидетель и знаток местной традиции в ее сложении) Евгений Голубовский. Вот лишь частичный перечень представленных на выставке имен (и практически за каждым именем либо за группой имен — история либо даже легенда). Святослав Божий, Юрий Егоров, Адольф Лоза, Александр Фрейдин, Лев Межберг, Юрий Коваленко (и, вослед ему, сын, Андрей Коваленко); Валерий Гегамян, Анатолий Шопин, Валентин Филиппенко; Раиса Нудельман; Евгений Буковецкий; Виктор Маринюк, Игорь Божко, Валентин Хрущ... Евгений Деменок и его собрание работ Олега СоколоваЕвгений Деменок и его собрание работ Олега Соколова На экспонируемой работе последнего хочется остановиться особенно. Она, как я поняла, находится в фаворе и у своего нынешнего обладателя. И есть за что. Коллекционирование произведений искусства, согласитесь, такое дело, в котором, конечно же, подразумевается художественный вкус. Однако это дело субъективное — обусловленная вкусом «встреча» или «невстреча» с определенным художником, да еще и в разные периоды жизни. Просто в данном случае то, что произвело впечатление на коллекционера, заставив его приобрести именно эту работу, не оставило равнодушной и меня. Речь идет о маленькой — мал золотник, да дорог — картине, а точнее, авангардистской иконе Валентина Хруща «Христос воскрес». Это икона в духе поэтического символизма: лик Христа перекрыт грубой, шершавой, не писаной, а натуральной, деревянной перекладиной, словно Христос смотрит к нам в окно снаружи. Этим эффектом достигается впечатление дистанции, отрешенности, недостижимости, вечного ухода при ощутимом присутствии, какой-то всё-таки призрачности: недосягаемости Идеала, ненастижимости Бога. А деловой, прозаический сопроводительный текст поясняет, откуда, под чьими влияниями, возникла идея... и эти резюме — уже зачатки будущих монографий. ЕСТЬ И ЕЩЕ один интересный эффект у этой выставки: если «большое видится на расстоянии», как сказал поэт, то есть еще поживем — увидим, что выпадет в осадок («поживем» — это ведь не о нас с вами, а о роде людском), то не оцененное, не помеченное искусствоведческим «знаком качества» — видится в сопоставлении. Очень, например, интересная игра спровоцирована в зале, посвященном женской обнаженной натуре. Представленная «обнаженка» вполне безлична, непортретна принципиально, о каких-то «типах женской красоты» и речи вести не приходится, а вот то, что залы буквально затоплены энергетикой женственности, никто не оспорит. И всё это — из-за очень разных, непохожих, манер художественной подачи. На иной этюд, может, и особого внимания не обратил бы — опять же, вкусовой момент, — а всё вместе взятое мощно притягивает, гипнотизирует, как стихи. Авторы картин: Игорь Божко, Стас Жалобнюк, Инна Хасилева, Андрей Бабчинский, Виктор Жураковский и другие. ...Свою коллекцию Евгений Деменок собирал 15 лет. Основной массив собрания, утверждает он, приходится на время с 80-х по сей день. Директор МСИО Семен Кантор справедливо убежден: коллекционирование — тоже творчество. А экспериментировать с данной «творческой единицей», частной коллекцией, он поручил очень молодым сотрудникам музея: решить, что и с чем выигрышно сочетать, как развесить. Судя по производимому коллекцией эффекту, они справились. Название «Цветной архив» подсказал Игорь Гусев. В названии, собственно, и отражено то обстоятельство, что коллекция отражает и запечатлевает некий аспект целой эпохи: поиск художниками советской поры возможности «вырваться за флажки», способы этих прорывов и то, что произошло после, когда «флажки» были сметены. По признанию Евгения Деменка, он когда-то занимался в изостудии. Но родители отговорили от «несерьезной» профессии с неопределенными перспективами: окончил экономический факультет ОНУ им. И. И. Мечникова, затем — одесскую Юридическую академию, изучал менеджмент, работал в весьма солидных компаниях... а коллекционирование с улыбкой называет «сублимацией». Но тут поистине деятельная любовь. Евгений Деменок — автор искусствоведческих исследований в области живописи и в области литературы; изданы его книги: «Казус Бени Крика», «Новое о Бурлюках», «Вся Одесса очень велика», «Ловец слов», «Треугольная книга» (последняя — в соавторстве с художником И. Гусевым и поэтом-песенником П. Гранеком). ...Музей современного искусства, как видит эту структуру его директор Семен Кантор, динамичен по сути, по определению. Он — меняющийся портрет «становящейся современности» (М. М. Бахтин), флюгер, улавливающий ветры перемен, в своем роде кривое зеркало. Нужно, чтобы пришедшие нам на смену поколения начали ассоциировать свое представление о нашей эпохе с произведениями, в эту эпоху созданными. Но так везет не всякому художнику, творившему в означенную эпоху! И мы не можем с точностью предугадать, что будет забыто через полвека — а через двести лет, глядишь, да и вырвется на поверхность, как произведения Баха, — а что войдет в моду; что из сегодняшнего потока творческого сознания войдет в список «вечных ценностей», а что будет «пахнуть нафталином». Можно сказать, наш Музей современного искусства принадлежит к авантюрному жанру: «авантюра» — «приключение». Вечное приключение в поисках Истины — пребывающей и ненастижимой... Автор: Тина Арсеньева
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 16.05.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.014 |