|
«О СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ»: ЧТО НОВОГО В НОВОМ ЗАКОНЕ
07.02.2020 / Газета: Порто-франко / № 4(1493) / Тираж: 22000
Новый Закон «О среднем образовании» принят Верховной Радой Украины 16 января с. г. Документ поддержали сразу 327 народных депутатов, при трех голосах «против» и 49 воздержавшихся. Это говорит о серьезной работе над Законом, особенно, если учесть токсичность темы образования вообще и обучения в средней школе в частности. Стоит отметить, что одним из разработчиков нового Закона был народный депутат одессит Сергей Колебошин — потомственный педагог с большим опытом работы как учительской, так и административной. Поскольку вокруг этого документа ломалось и продолжает ломаться немалое количество копий, мы сочли полезным познакомить наших читателей с основными новациями в системе среднего образования, основываясь на материалах, предоставленных пресс-службой Министерства образования и науки Украины. ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ ДЛЯ УЧЕНИКОВ Гарантии равного доступа к образованию. Закон гарантирует зачисление детей в начальную школу без конкурсов. Школа должна быть территориально доступной для детей независимо от их социального статуса или места рождения. Также гарантируется возможность детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычных школах по собственной образовательной траектории. Дети, которые пребывают на длительном стационарном лечении, благодаря новому документу имеют теперь защищенное право получать образование в медучреждениях. Индивидуальная образовательная траектория. Этот механизм дает возможность каждому ученику гибко и с учетом собственных потребностей и талантов выстраивать свое обучение. Что важно прежде всего для детей с особыми образовательными потребностями и тех учеников, которые дополнительно углубленно учатся вне школы или стремятся учиться в домашних условиях. Для работы по индивидуальной траектории ученик или его родители должны будут обратиться с заявлением в школу. Под это будет создан индивидуальный учебный план, который напишут вместе педагоги, родители и ученик, одобрит педсовет и утвердит директор. Для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются за пределами школы, проводится обычное годовое оценивание или ГНА. Если же речь идет о подтверждении результатов по домашней форме обучения, то школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль (дважды в год). Дополнительные индивидуальные и/или групповые консультации для учащихся. Закон впервые открывает возможность предоставления ученикам, которые в этом нуждаются, индивидуальные и/или групповые консультации на базе школы. Планируется, что такие консультации будут оплачиваться за счет государства. Право на справедливое оценивание и требования к доброчестности. Впервые на законодательном уровне установлено право учащихся на справедливую, беспристрастную, объективную, независимую, недискриминационную и доброчестную оценку результатов обучения, независимо от вида и формы получения ими образования. В то же время документ детализирует и дополняет положения Закона Украины «Об образовании» и устанавливает конкретные виды ответственности за нарушение академической доброчестности. Выбор предметов учащимися. Закон вводит право учащихся выбирать курсы, учебные предметы (интегрированные курсы). Три адаптационные цикла обучения — 1-2 классы, 5–6-е классы и 10-й класс. Это также новация вновь принятого Закона. Данные периоды — наиболее уязвимы для детей в течение школьной жизни. Теперь это обязательно будет учитываться при планировании обучения в школах. Больше прав для ученического самоуправления. Закон предусматривает: — четкие полномочия ученического самоуправления; — право руководителя ученического самоуправления на безотлагательный прием руководителем учреждения образования; — право учащихся через своих представителей участвовать в заседаниях педагогического совета по всем вопросам, касающимся организации и реализации образовательного процесса. Реализация права каждого ребенка на овладение государственным языком. Закон предусматривает три модели изучения украинского языка в школах. Данная новация — результат детализации положений Закона «Об образовании». Соответствующая статья документа написана по результатам многочисленных консультаций с представителями национальных меньшинств и по результатам рекомендаций Венецианской комиссии. Первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, не проживающих в языковой среде своего языка и не имеющих государства, которое бы этот язык защищала и развивала. Прежде всего речь идет о крымских татарах. Для них в первую модель заложено обучение на языке коренного народа с 1-го до 11-го (12) класса наряду с основательным изучением украинского языка. Вторая модель — для школ с обучением на языке национальных меньшинств, языки которых относятся к языкам Евросоюза. В зависимости от языковой группы и речевой среды использование этой модели может быть разное, но основы такие: — материнский язык, наряду с изучением государственного, они будут учить в начальной школе; — в пятом классе не менее 20 % годового объема учебного времени должно преподаваться на украинском языке с постепенным увеличением объема, чтобы в девятом классе не менее 40 % предметов изучались на государственном языке; — в старшей школе не менее 60 % годового объема учебного времени должно изучаться на государственном языке. Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается нацменьшинств, язык которых относится к одному из украинской языковой семьи, а также проживающих преимущественно в среде собственного языка (русский язык). Там обучение в начальной школе также будет вестись на языке данного меньшинства вместе с изучением украинского языка, а с пятого класса не менее 80 % учебного времени будет читаться на государственном языке. ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ Учителю предоставляется реальная педагогическая автономия в: — создании программ; — разработке собственной системы оценки и поощрения ученика (при этом следует создать и шкалу перевода в 12-балльную систему); — повышении квалификации по своему выбору и за счет государства. Больше возможностей для роста зарплаты учителя. Закон предусматривает больше доплат для учителей, в частности от 10 до 20% от зарплаты — за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. Кроме этого, педагоги смогут получать дополнительные доплаты, которые может устанавливать учредитель заведения. Педагогическая интернатура для молодого учителя. Первый год работы молодой учитель будет проходить педагогическую интернатуру. В ее рамках он или она получит наставника, который будет обязан предоставлять консультации молодому специалисту и помогать ему стать успешным учителем. Наставник за это станет получать дополнительную 20 %-ную надбавку к окладу. Больше возможностей для педагогического роста учителей. Новый закон устанавливает государственные гарантии повышения квалификации учителя и предполагает его софинансирование из государственного и местных бюджетов, возможность повышать квалификацию у негосударственных провайдеров, создание новых центров профессионального развития педагогических работников. Закон также определяет категории педагогических работников, имеющих право на прохождение сертификации, также права и обязанности, которые приобретают учителя в случае ее успешного прохождения. ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Безопасная среда для детей. Закон дает возможность родителям сопровождать ребенка с особыми образовательными потребностями во время обучения, а также предоставляет гарантии защиты учащихся от буллинга. Кроме этого, он предусматривает обязательное обучение учителей основам домедицинской помощи и закрывает доступ в заведение лицам, совершившим преступление против половой свободы или половой неприкосновенности ребенка. Право инициировать проведение внепланового институционального аудита учебного заведения. Идеология такой проверки изменена; она направлена прежде всего на поддержку и защиту школы и всех участников образовательного процесса. Если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией школы, то институциональный аудит сможет расставить точки над «i» и помочь найти оптимальный выход из ситуации. ОСНОВНЫЕ НОВАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ Больше возможностей для усиления школ педагогами. Вновь Закон открывает возможность стать учителем человеку с любым, а не только педагогическим, высшим образованием. Также документом предусматривается, что обязательный перевод учителей-пенсионеров на срочные контракты должен состояться до 1 июля 2020 года. Новые подходы к назначению директоров школ. Согласно Закону «Об образовании» директор может занимать свою должность не более двух сроков по шесть лет подряд в одном заведении. Однако чтобы эти изменения во власти влекли положительные последствия для развития школ, должны действовать прозрачные и честные механизмы выборов директоров. С учетом пилотирования различных видов конкурсного отбора директоров Закон устанавливает, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль при выборе кандидатур, а сам конкурс будет проводить независимая комиссия. Также обязательным является видеотрансляция и видеофиксация отбора. Это должно минимизировать использование админресурса директором, а также влияние выборов на учебный процесс. Закон также предусматривает, что в рамках конкурса кандидаты на должность директора обязательно должны будут представить стратегический план развития учреждения. При этом к 1 июля 2020 года директора школ, которые находятся на бессрочных трудовых соглашениях, будут в обязательном порядке переведены на срочные трудовые договоры на шесть лет (на один год — для директоров, получающих пенсию по возрасту) с последующей возможностью участвовать в конкурсе. Финансовая автономия школ. Закон предусматривает больше возможностей для школ в использовании собственных средств. В частности на: — формирование структуры учреждения и штатного расписания; — установление доплат, надбавок, выплаты материальной помощи, премий, размеров премий, других видов стимулирования и награждения работников; — оплату текущих ремонтных работ помещений и сооружений учреждений общего среднего образования; — оплату повышения квалификации педагогических работников; — заключение гражданско-правовых соглашений для обеспечения деятельности учреждения. Комментарий министра образования и науки Галины Новосад: «Новый Закон — это новые возможности для наших учеников, учителей и образовательных управленцев, а также гарантии для родителей. В 2017 году был принят Закон «Об образовании», в котором прописано много нужных нашей системе новаций, но прав и возможностей для его воплощения критически не хватало. Закон «О среднем образовании» дает реальные инструменты, которые помогут реализовать реформу. Впереди много кропотливой работы, мы к ней готовы. Но нас мало, реальная школа — это не стены и не законы, а прежде всего учителя, родители и ученики. Я призываю всех не останавливаться и вместе работать над построением Новой украинской школы — она зависит от каждого из нас». Материалы полосы подготовил Андрей РАЙКОВ. Автор: Андрей РАЙКОВ
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.015 |