ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Трамвайные истории Одессы
19.09.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 106—107 (10806—10807) / Тираж: 10407

Журнал Forbes в 2012 году включил одесский трамвай в список 12 наиболее интересных трамваев мира в номинации «за наибольшее упоминание в фольклоре, литературе, кино». Но одесский трамвай интересен не только этим.

Одна только история создания в Одессе конных железных дорог полна загадок и пробелов, не заполненных до сих пор. И только внимательно читая документы того времени по принципу «между строк», можно осознать всю грандиозность интриг и заговоров, сопутствующих появлению в Одессе трамвая. Одесса — один из первых городов в Украине, в котором появился конный трамвай. И если бы не интриги, монополии и взятки, трамвай в Одессе мог бы появиться еще раньше...

Впервые о необходимости конных железных дорог писал еще в 1840-х годах начальник дипломатической канцелярии Воронцова Павел Марини. Согласно проекту Марини, первая конно-железная дорога должна была проходить из Одессы в Кременчуг с ветвью на Балту. Но этот проект волею судеб так и остался нереализованным.

В 1870 году одесские предприниматели подготовили проект создания в городе конного трамвая. Заявление было принято одесской думой, и 27 февраля 1870 года предприниматели внесли в городскую кассу требуемый городским общим управлением залог в 25000 рублей. На рассмотрение представленного заявления понадобился целый год, так что только 8 февраля 1871 года общая дума постановила: утвердить проект контракта и поручить распорядительной думе заключить с предпринимателями контракт в окончательной форме.

Однако бюрократическая государственная машина стала непреодолимым препятствием на пути технического прогресса. Борьба за одесский трамвай продолжалась почти 10 лет. У одесских предпринимателей не было шанса на успех хотя бы потому, что монополия на создание трамвайных линий в тогдашней империи принадлежала Бельгийскому акционерному обществу, которое вовсю злоупотребляло этой монополией. Истории приключений одесских предпринимателей, затеявших трамвайное сообщение в Одессе, известный общественный деятель Одессы и один из участников трамвайной концессии Осип Чижевич посвятил целую книгу. Очень поучительная история получилась...

27 августа 1879 года был заключен договор между городской думой и агентством Бельгийского общества Одесской конной железной дороги во главе с французом Петром Бонне. Но уже в апреле 1880 года через городского нотариуса Рынцкого концессия на постройку и эксплуатацию конно-железных дорог в Одессе передается уполномоченному парижского банкира Эдуарда Иосифовича Отле — бельгийскому подданному Эмилю Иосифовичу Камбье, о чем сохранилась нотариальная запись под № 647.

8 июля 1880 года была освящена первая линия конно-железных дорог — линия Ланжерон. Она начиналась на углу Ришельевской и Почтовой улиц и направлялась по последней, затем по Канатной, по Сабанскому переулку, Александровскому парку и оканчивалась в конце Ланжерона.

Довольно интересно читать нормативные документы, которые были посвящены одесскому трамваю. Так, пункт 25 «Обязательного постановления о содержании конно-железных дорог в г. Одессе» (1892 год): «При отсутствии свободных мест в вагоне кондуктор обязан предложить каждому лишнему пассажиру оставить вагон». Кроме того, кондукторы бдительно следили за соблюдением п. 15 правил перевозок: «Не допускаются в вагоны лица женского пола, у которых острые концы шляпочных шпилек не защищены специальными предохранителями».

Трамвайные линии в Одессе к началу ХХ века были продуманы настолько хорошо, что из любой точки города в определенный пункт можно было добраться либо вообще без пересадок, либо с одной пересадкой. Именно поэтому в то время существовали билеты с «правом одной бесплатной пересадки». Действовало это право в течение определенного времени с момента продажи билета. Да и путеводители по Одессе того времени даже описывали экскурсии по городу на трамваях. Согласно городской легенде, именно в вагоне «конки» Иван Бунин просил у Николая Цакни руки его дочери Анны. Да и сам Бабель диалоги своих будущих героев также подслушивал в одесском трамвае...

Вскоре после открытия «конки» в Одессе появились и линии парового трамвая. Паровой трамвай курсировал по пригородным маршрутам (Хаджибейская дорога, Люстдорфская дорога и Фонтан). Первая линия «парового трамвая» была проложена от Ново-Рыбной улицы до 16-й станции Большого фонтана. «...Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю...», — так напишет в своей автобиографии Анна Ахматова. Рассказывают, как однажды Сергей Уточкин на спор пробежал этот маршрут и даже обогнал паровой трамвай!

Паровой трамвай в Одессе получил прозвище «ванька-головатый» из-за непропорциональной трубы. Первые вагоны для парового трамвая изготавливали в Бельгии, а со временем их стали выпускать на одесском литейно-механическом заводе «Беллино-Фендериха».

Среди маршрутов парового трамвая наиболее интересным был «камышовый трамвай» (современный маршрут № 20), который сам по себе мог бы попасть в список самых интересных в мире. История «камышового трамвая» начинается в 1883 году. 19 мая 1883 года был открыт маршрут парового трамвая от Нарышкинского спуска до Хаджибейского лимана. В начале XX века линия вела к курортным местам на берегу Хаджибейского лимана, где находились дачи одесских богачей, а также знаменитый Хаджибейский парк.

Большая часть пути 20-го трамвая проходит по Хаджибейской дороге, которая когда-то называлась «дорогой на хутор Фоминых» и вела к теперешнему селению Фомина Балка. Один из остановочных павильонов этого маршрута получил название «зеркального». «Зеркальным» из-за того, что павильон поставлен перпендикулярно к рельсам, а чтобы пассажиры видели приходящий трамвай, напротив остановки висело большое зеркало. Примерно на середине пути 20-го трамвая наконец-то понимаешь, почему его назвали «камышовым», так как с двух сторон от трамвайного пути растет камыш, часто его размеры превышают рост человека.

Единственный доступный сегодня для туристов артефакт, связанный с конными железными дорогами в Одессе, — это кусок рельсы с клеймом бельгийского завода в Льеже и датой «1895 год». Сейчас этот артефакт служит перилами для лестницы в районе Херсонского спуска. В настоящее время в Одессе сохранилась трамвайная архитектура электрического трамвая, история которого начинается в 1907 году. Но об этом — отдельная история...

Автор: Дмитрий Жданов

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012