|
Трамвайные истории Одессы
19.09.2019 / Газета: Вечерняя Одесса / № 106—107 (10806—10807) / Тираж: 10407
Журнал Forbes в 2012 году включил одесский трамвай в список 12 наиболее интересных трамваев мира в номинации «за наибольшее упоминание в фольклоре, литературе, кино». Но одесский трамвай интересен не только этим. Одна только история создания в Одессе конных железных дорог полна загадок и пробелов, не заполненных до сих пор. И только внимательно читая документы того времени по принципу «между строк», можно осознать всю грандиозность интриг и заговоров, сопутствующих появлению в Одессе трамвая. Одесса — один из первых городов в Украине, в котором появился конный трамвай. И если бы не интриги, монополии и взятки, трамвай в Одессе мог бы появиться еще раньше... Впервые о необходимости конных железных дорог писал еще в 1840-х годах начальник дипломатической канцелярии Воронцова Павел Марини. Согласно проекту Марини, первая конно-железная дорога должна была проходить из Одессы в Кременчуг с ветвью на Балту. Но этот проект волею судеб так и остался нереализованным. В 1870 году одесские предприниматели подготовили проект создания в городе конного трамвая. Заявление было принято одесской думой, и 27 февраля 1870 года предприниматели внесли в городскую кассу требуемый городским общим управлением залог в 25000 рублей. На рассмотрение представленного заявления понадобился целый год, так что только 8 февраля 1871 года общая дума постановила: утвердить проект контракта и поручить распорядительной думе заключить с предпринимателями контракт в окончательной форме. Однако бюрократическая государственная машина стала непреодолимым препятствием на пути технического прогресса. Борьба за одесский трамвай продолжалась почти 10 лет. У одесских предпринимателей не было шанса на успех хотя бы потому, что монополия на создание трамвайных линий в тогдашней империи принадлежала Бельгийскому акционерному обществу, которое вовсю злоупотребляло этой монополией. Истории приключений одесских предпринимателей, затеявших трамвайное сообщение в Одессе, известный общественный деятель Одессы и один из участников трамвайной концессии Осип Чижевич посвятил целую книгу. Очень поучительная история получилась... 27 августа 1879 года был заключен договор между городской думой и агентством Бельгийского общества Одесской конной железной дороги во главе с французом Петром Бонне. Но уже в апреле 1880 года через городского нотариуса Рынцкого концессия на постройку и эксплуатацию конно-железных дорог в Одессе передается уполномоченному парижского банкира Эдуарда Иосифовича Отле — бельгийскому подданному Эмилю Иосифовичу Камбье, о чем сохранилась нотариальная запись под № 647. 8 июля 1880 года была освящена первая линия конно-железных дорог — линия Ланжерон. Она начиналась на углу Ришельевской и Почтовой улиц и направлялась по последней, затем по Канатной, по Сабанскому переулку, Александровскому парку и оканчивалась в конце Ланжерона. Довольно интересно читать нормативные документы, которые были посвящены одесскому трамваю. Так, пункт 25 «Обязательного постановления о содержании конно-железных дорог в г. Одессе» (1892 год): «При отсутствии свободных мест в вагоне кондуктор обязан предложить каждому лишнему пассажиру оставить вагон». Кроме того, кондукторы бдительно следили за соблюдением п. 15 правил перевозок: «Не допускаются в вагоны лица женского пола, у которых острые концы шляпочных шпилек не защищены специальными предохранителями». Трамвайные линии в Одессе к началу ХХ века были продуманы настолько хорошо, что из любой точки города в определенный пункт можно было добраться либо вообще без пересадок, либо с одной пересадкой. Именно поэтому в то время существовали билеты с «правом одной бесплатной пересадки». Действовало это право в течение определенного времени с момента продажи билета. Да и путеводители по Одессе того времени даже описывали экскурсии по городу на трамваях. Согласно городской легенде, именно в вагоне «конки» Иван Бунин просил у Николая Цакни руки его дочери Анны. Да и сам Бабель диалоги своих будущих героев также подслушивал в одесском трамвае... Вскоре после открытия «конки» в Одессе появились и линии парового трамвая. Паровой трамвай курсировал по пригородным маршрутам (Хаджибейская дорога, Люстдорфская дорога и Фонтан). Первая линия «парового трамвая» была проложена от Ново-Рыбной улицы до 16-й станции Большого фонтана. «...Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю...», — так напишет в своей автобиографии Анна Ахматова. Рассказывают, как однажды Сергей Уточкин на спор пробежал этот маршрут и даже обогнал паровой трамвай! Паровой трамвай в Одессе получил прозвище «ванька-головатый» из-за непропорциональной трубы. Первые вагоны для парового трамвая изготавливали в Бельгии, а со временем их стали выпускать на одесском литейно-механическом заводе «Беллино-Фендериха». Среди маршрутов парового трамвая наиболее интересным был «камышовый трамвай» (современный маршрут № 20), который сам по себе мог бы попасть в список самых интересных в мире. История «камышового трамвая» начинается в 1883 году. 19 мая 1883 года был открыт маршрут парового трамвая от Нарышкинского спуска до Хаджибейского лимана. В начале XX века линия вела к курортным местам на берегу Хаджибейского лимана, где находились дачи одесских богачей, а также знаменитый Хаджибейский парк. Большая часть пути 20-го трамвая проходит по Хаджибейской дороге, которая когда-то называлась «дорогой на хутор Фоминых» и вела к теперешнему селению Фомина Балка. Один из остановочных павильонов этого маршрута получил название «зеркального». «Зеркальным» из-за того, что павильон поставлен перпендикулярно к рельсам, а чтобы пассажиры видели приходящий трамвай, напротив остановки висело большое зеркало. Примерно на середине пути 20-го трамвая наконец-то понимаешь, почему его назвали «камышовым», так как с двух сторон от трамвайного пути растет камыш, часто его размеры превышают рост человека. Единственный доступный сегодня для туристов артефакт, связанный с конными железными дорогами в Одессе, — это кусок рельсы с клеймом бельгийского завода в Льеже и датой «1895 год». Сейчас этот артефакт служит перилами для лестницы в районе Херсонского спуска. В настоящее время в Одессе сохранилась трамвайная архитектура электрического трамвая, история которого начинается в 1907 году. Но об этом — отдельная история... Автор: Дмитрий Жданов
|
Пошук:
Автор
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию
Під егідою Міністерства культури та інформаційної політики України, Одеська національна наукова бібліотека, Українська асоціація видавців та книгорозповсюджувачів, Державна наукова установа «Книжкова палата України імені Івана Федорова» за сприяння Одеської обласної державної адміністрації, Одеської обласної та Одеської міської рад, Українського інституту книги, Всеукраїнської громадської організації «Українська бібліотечна асоціація» та Всеукраїнської громадської організації «Бібліополіс» проводять Всеукраїнську виставку-форум «Українська книга на Одещині».
Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
|
© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012 |