ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Одесские мосты
10.06.2012

Человек всегда стремился заглянуть за горизонт. Что там, за той горой, степью, морем? Как там живут люди? Какие красоты их окружают? И если не было возможности самим перелезть в гору, перейти степь, переплыть море, люди всегда с интересом расспрашивали тех, кто за этим горизонтом побывал.

Новый век дает новые возможности. И теперь мы можем, не выходя из своей квартиры, не только услышать «как там», но и увидеть. Интернет-портал www.iloveukraine.com.ua, представленный компанией «Киевстар» дает нам великолепную возможность поделиться с друзьями своей любовью к родному городу, земле, Украине.



Знатоки утверждают, что в черте Санкт-Петербурга имеется около 342 мостов, знатоки французского говорят, что французская столица отстает от Северной Пальмиры мостов эдак на 305. И так как Одесса, с одной стороны, Пальмира Южная, а с другой, – Маленький Париж, мы решили прогуляться и выяснить, какие же мосты облегчают жизнь одесситов.


Самым первым, а сегодня и самым незаметным мостом Одессы является… Ланжероновский мост через Военную балку. Военный спуск в гавань в Одесской юности начинался не от Малого переулка, как сейчас, а от Греческой площади, разрезая надвое даже саму Дерибасовскую. Понятно, что с этим одесситы мириться не могли, и вскоре балку частично засыпали вместе с мостом. Так что желающие увидеть этот мост могут копать здесь.





Самый известный из сохранившихся мостов носит имя Сабанеева. Его три каменные арки, воздвигнутые в 1931 году над Военной балкой, ведут от самой красивой в Европе площади (по версии Парижской архитектурной конференции 1901 года) – Екатерининской, на самую красивую улицу Одессы (по версии автора) – Гоголя. Без видов этого моста не обходится буквально ни один фильм об Одессе. Это под ним Красавчик угоняет зеленый фургон, на нем бьют Паниковского, рядом с ним Гоцман встречается со знакомым уголовником, и возле него Сыроежкин толкает вверх сломанный мопед. Ну а больше всего раздражает одесситов, когда любимая женщина механика Гаврилова сильно спешит по этому мосту на встречу с любимым Гавриловым сначала в одну сторону, а в следующем кадре — в другую.



Самый легендарный в Одессе мост, несомненно, Тещин. Его еще не успели достроить, а легенда о нем уже пошла гулять по городу. Согласно ей, в Одессе в конце 60-х был первый секретарь обкома по фамилии Синица. И жил он на Приморском бульваре. А совсем рядом, на Комсомольском бульваре, буквально через Военную балку перейти — 120 метров в длину, да 30 метров в глубину — жила его теща. Легенда умалчивает, любил ли Синица свою тещу, но вот блины, которые печь та была большая мастерица, просто обожал. И по этой же причине наш секретарь сильно уважал Масленицу, хотя и был партийным, куда ж в то время на таком посту без партбилета? Так вот, как-то на Масленицу собрался Синица к теще, а тут как на грех шофер обкомовский сломался. И пришлось большому человеку большой крюк делать, аж 500 метров пешочком через Сабанеев мост. Осерчал секретарь, позвал своих помощников и всемилостивейше повелеть соизволил воздвигнуть через Военную балку мост для прогулок. Ну, за ночь, как в сказке, не поспели помощники, так что пришлось секретарю еще раз 500 метров лишних идти — в обратную сторону, но уже на следующий год мост был готов и получил в народе название Тещиного. Теперь на нем ежегодно проводят чисто одесский праздник – День тещи.



Следующий снимок на первый взгляд не имеет к мостам никакого отношения. Но на второй взгляд, если его кинуть в противоположном направлении и внимательно присмотреться к перилам Тещиного моста, можно начать кое-что понимать. Это кое что — замки, от маленьких фигурных до больших амбарных. Их вешают молодожены, чтобы их любовь была крепкой. Любовь, но не мост, который от такого количества дополнительной тяжести может рухнуть. Кстати, традиция вешать замки на мосту появилась в Одессе несколько лет назад после того, как в местной газете была опубликована заметка, что в Италии от аналогичной традиции мост рухнул. Таким образом «Влюбленное сердце» — инсталяция установленая по инициативе «Киевстар» — как раз и предназначена для спасения Тещиного моста.



Еще один мостик, находится совсем рядом с Тещиным, в уголке «Старая Одессы». Он носит сугубо декоративный характер. Реальной пользы от него никакой кроме того, что на нем много лет обожают фотографироваться молодожены, причем традиция эта появилась гораздо раньше, чем вешать замки на перила. В связи с большим количеством свадеб движение по этому мосту очень интенсивное. Поэтому чтобы сделать этот снимок, нашему фотографу пришлось ждать несколько дней.





И еще на один мост открывается вид с Тещиного моста — на великолепную современную эстакаду, вознесшуюся над железнодорожными путями Одесского порта. Собственно, эстакад в порту за время его существования было три. Первая сгорела во время беспорядков 1905 года. Петя Бачей, подъезжая к Одессе на пароходе «Тургенев» видел «на железнодорожном переезде… сожженную дотла эстакаду, горы обугленных шпал, петли рельсов, повисших в воздухе, колеса опрокинутых вагонов, весь этот неподвижный хаос». Вторая эстакада тоже сгорела, но уже в печах одесситов в холодном и голодном 20-м. «В эти дни погибла знаменитая эстакада в одесском порту. Одесситы гордились ею не меньше, чем оперным театром, лестницей на Николаевском (Приморском) бульваре и домом Папудова на Соборной площади. О длине и толщине дубовых брусьев, из которых она была выстроена, в городе складывали легенды. Будь эти брусья потоньше и похуже, эстакада, возможно, простояла бы ещё десятки лет. Но в дни топливного голода столь мощное деревянное сооружение не могло не погибнуть. Эстакаду спилили на дрова» — писал А. Козачинский в повести «Зеленый фургон». И теперь одесситы надеются, что новую эстакаду не постигнет судьба предыдущих.



Ну и чтобы закончить с Одесским портом, прошу меня правильно понять, еще один мост. Он соединяет улицу Приморскую с Морвокзалом. Когда в 60-х напротив Потемкинской лестницы появился новый Морвокзал, одесситы долго плевались: как так, напротив нашего бульвара такое уродство! Потом постепенно привыкли. Потом начали гордиться. А когда в 2001 году за морвокзалом, перекрывая вид на Одесский залив и нивелируя вид на Воронцовский маяк, вознесся 19-этажный отель «Кемпинский», одесситы просто задохнулись от возмущения: как так, за нашим Морвокзалом такое уродство! К слову сказать, когда Кемпинский узнал, что его именем назвали такое уродство, он тоже задохнулся от возмущения, и снял с отеля свое имя. И теперь отель называется «Одесса» и ждет, пока наш город тоже снимет с него свое имя.




Самый длинный мост Одессы – Строгановский. Он фактически представляет собой два моста, соединенных насыпью. В XIX веке эти два моста строили, строили и через десять лет (в 1863 году), наконец, построили. Длина моста 120 метров, высота более 13 метров. Сразу после постройки мост настолько приобрел печальную славу моста самоубийц, что власти были вынуждены оградить его высокой решеткой. Решетка знаменита двумя особенностями. Во-первых, между ее прутьями пролезет голова любого не слишком умного человека, а во-вторых, на самих прутьях видны следы от пуль времен гражданской войны. До реконструкции с моста через специальный отводной мостик можно было попасть сразу на 4-й этаж стоящего под мостом дома. После реконструкции в 80-х с моста можно было бы попасть сразу на пятый этаж дома, если бы пятый этаж в этом доме был.



Самым аварийным был до недавнего времени каменный мост через Карантинную балку, построенный по улице Жуковского купцом Новиковым в 1824 году. В 2009 году его решили отремонтировать, и на время ремонта транспорт пустили по параллельной улице – Бунина. Мост через эту улицу, носящий имя последнего новороссийского генерал-губернатора Павла Евгеньевича Коцебу, был прочным, металлическим, с сохранившимся старым гербом Одессы, но и он сдал, и теперь самым аварийным мостом Одессы считается мост Коцебу.



Ну нету в Одессе рек! Не-ту! А железная дорога есть. И раньше она сильно мешала движению городского транспорта. Первым придумал как с этим бороться руководитель постройки железной дороги Одесса-Балта барон Унгерн-Штернберг. Именно он построил в самом конце Балковской улицы, возле станции Одесса-Товарная, железный мост над железнодорожными путями. Именно в честь барона мост сначала назывался Бароновским, а затем Горбатым. История умалчивает, был ли барон Унгерн горбатым или они были просто однофамильцами.

В дорожном покрытии моста просматриваются остатки трамвайных путей, хотя, говорят, что лично трамвай по нему никогда нет ходил. Несмотря на изрядный возраст, мост достаточно крепок. Правда, одно время по мосту циркулировали слухи, что он совсем аварийный, и его будут сносить. Слухи о сносе не подтвердились, а аварийность легко объяснилась другими слухами: о том, что под одной из опор моста зарыт клад, который вот уже много лет продолжают искать.



Целая цепочка железнодорожных мостов находится в начале Пересыпи. Самый примечательный из них – Глухой, небольшой туннель, проложенный под железнодорожной насыпью. Он появился, когда строилась линии паровика к Хаджибейскому лиману. Паровики давно сняли, но трамваи, так называемого «камышового» маршрута, исправно по очереди снуют под мостом туда-сюда. Очередь соблюдается неукоснительно, так как в виду узости трамвайная колея в нем только одна.





Логично, чтобы рядом с Глухим мостом был Звонкий. Но не тут-то было. Продолжением Глухого моста является система двух больших мостов под общим названием Пересыпьский. Система представляет собой своеобразную триумфальную арку, под которой проходит дорога в один из двух самых известных одесских районов, которые обожали Костю-моряка. Мост настолько знаменит, что его названия обычно никто не употребляет. Останавливая такси, говорят просто: «Шеф, до моста подбросишь?»



Старожилы помнят время, когда старый аэропорт Одессы находился на Заставе, а нового – Центрального – еще не было. И когда его в 1967 году построили, тут же возникла проблема. Чтобы попасть в этот аэропорт, нужно было пересечь несколько железнодорожных путей, по которым с завидной регулярностью курсировали пассажирские и не очень поезда и отдельные вагоны. Поэтому первое время самолеты из Одессы, хоть и улетали регулярно, но, в основном, пустыми. И изменилось такое положение только 1967 году, после того, как над всеми путями вознесся 360-метровый Ивановский путепровод.





В период юности Одессы, эдак до ста лет, через самую длинную и широкую одесскую балку – Водяную — было переброшено множество мостов: около Херсонского сквера, у Ольгиевского и Матросского спусков, Колонтаевской, Разумовской, Виноградной, Дальницкой и Мельницкой улиц. Большинства этих мостов сейчас нет — они были уничтожены во время реконструкции улицы Фрунзе в 1970-х годах, либо засыпаны ранее. Зато появился один – у автовокзала. Это главный мост Одессы, потому что он, во-первых, является первой и единственной в городе многоуровневой транспортной развязкой, а во-вторых, потому, что по нему можно выехать на Киевскую трассу, затем поехать в Киев и спросить, почему эта развязка до сих пор является единственной.



Следующий мост совсем новый. Он воздвигнут буквально три года назад во время строительства трассы Север-Юг. Мост хороший, основательный, по нему исправно ходят поезда, но вот трасса, через которую он переброшен, буквально через 50 метров после моста заканчивается. И начинается… Нынешнее руководство города сильно критиковало прежнее за строительство этой трассы, так необходимой городу. А когда само пришло к власти, на проверку оказалось, что ему (руководству) слабо ее (трассу) достроить. Вот и стоит этот мост, который можно с полным основанием назвать памятником головотяпства XXI века.




Ну и под завязку несколько мостов, соединяющих трамваем Большой Фонтан и Дачу Ковалевского. Мосты знамениты тем, что не ремонтировались с тех самых пор, когда Паустовский во время больших ожиданий шел через них питаться мидиями в то место, которое теперь называется 411-й батареей. И то, что по ним до сих пор ходит трамвай, возносит хвалу нашим предкам, строившим Одессу.



А в качестве последней точки — один из последних прожектов — мост через одесский залив. Именно его собирался строить бывший мэр города, чтобы соединить два спальных района: поселок Котовского и поселок Таирова с ответвлением к центру города. На острове в месте пересечения ответвления с основным мостом предполагалось намыть новый одесский аэропорт, а старый одесский порт, собиралось выселить куда подальше. И как все-таки хорошо, что не все одесские прожекты воплощаются в жизнь! А жаль!

Возможно мост был-бы таким...



ЭКСКУРСИЯ «ОДЕССКИЕ МОСТЫ», ПОДГОТОВЛЕНА ПРИ ПОМОЩИ СМАРТФОНА «Киевстар Aqua»


Сергей Осташко

Пошук:
розширений

Сергій Токарєв
Сергій Токарєв розказав про заходи, що покращать стан українського IT-сектору
Втрати контрактів та складнощі із залученням іноземних інвестицій — це ті виклики, з якими сьогодні найчастіше стикаються українські IT-компанії. На цьому наголошує Сергій Токарєв — IT-інвестор та бізнесмен, співзасновник інвестиційної групи Roosh. На його думку, становище вітчизняного сектору може покращити активний міжнародний іміджбілдинг.

SHABO провело серію дегустацій Великих вин України
Одне з провідних українських виноробних підприємств SHABO провело серію дегустацій, присвячену 20-річчю компанії.



© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.009