ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Пример Самойленко
03.03.2010 / Газета: Родной причал / № 9(1123) / Тираж: 8000

В тех далёких 80-х годах сложно было, наверное, и друзьям и родственникам Александра Самойленко, влюблённого в украинскую степь, увидеть в нем замечательного педагога, талантливого ученого. Да и сам Александр, проживая в родном селе — Новоукраинка Березнеговатского района, с родителями, работающими в совхозе «Октябрьский», мечтал, скорее всего, о карьере агрария. Ведь отец Николай Викторович — руководитель мехотряда, а мама Александра Павловна — полевая разнорабочая. Да и сам он знал полевые проблемы не понаслышке. В каждую летнюю страду занимал место штатного помощника комбайнёра, а это не просто. Святая вера в магическую силу образования и огромная тяга к технике, стремление к новому, ранее не изведанному, привели Александра после окончания школы на физико-математический факультет Николаевского государственного педагогического института. Служба в армии, а именно, в ракетных войсках стратегического назначения, открыла новые познания в области новейших технологий. Не случайно, после окончания института Александр избрал карьеру учителя информатики, ведь тогда всё только начиналось. Пятнадцать лет работы в школе, непрерывный активный поиск новых идей и методик применения компьютерных технологий в образовании снова привели его в роднёй вуз... В коротком газетном материале всех подробностей жизненного пути не перескажешь. Теперь Александр Николаевич — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой систем открытого образования Николаевского государственного университета им. В. Сухомлинского. На днях ему исполняется сорок пять лет.

Системы открытого образования — уникальная возможность для человека обучаться удалённо 24 часа 7 дней в неделю. Такая система обучения позволяет человеку повысить квалификацию, получить второе, а теперь уже — и первое высшее образование. Суть проста: с помощью закрытого сайта в глобальной сети Интернет, без утомительных поездок в вуз, поисков жилья и приработков на время учебы человек получает полноценное, качественное образование. К его услугам весь необходимый учебный материал, практикумы, чаты и видеоконференции. Хочешь — можешь многократно просмотреть одну и ту же лекцию, проработать учебный материал, обсудить его с преподавателем и своими коллегами. Словом, учиться можно ровно столько, сколько нужно, чтобы качественно проработать и усвоить предлагаемый материал. Такой возможностью может воспользоваться любой, кто имеет доступ к сети Интернет, вне зависимости от границ и расстояний.

Сначала эта система тестировалась в экспериментальном режиме, потом использовалась для повышения квалификации и получения второго образования, а уже со следующего года Николаевский государственный университет им. В.Сухомлинского полностью переходит на дистанционное обучение, после чего заочное отделение просто уйдет в прошлое. Материал студенту доставляет на дом глобальная компьютерная сеть, а так называемый тьютер помогает освоится в учебной среде. Под этим мудреным англоязычным термином скрывается человек, управляющий* образованием, определяющий персонально для каждого студента, что ему нужно сделать, прочитать, где подтянуть свои знания. По сути дела тот же преподаватель, но только находящийся вдалеке от студента и поддерживающий с ним связь через Интернет.

К этой системе Александр Самойленко шел долго. Да что там говорить, если после окончания педагогического вуза поначалу ему приходилось преподавать информатику в николаевской СШ № 34 (кстати сказать, одной из наиболее продвинутых математических школ города) по безмашинному варианту. Иными словами, теоретически, по учебнику, без компьютеров. Впоследствии именно ему довелось устанавливать здесь первый компьютерный класс. Для него это время стало периодом становления как учителя, педагога, в конце концов — настоящего человека. В итоге он прошел путь до учителя высшей категории, учителя-методиста.

В начале нынешнего столетия, набравшись огромного педагогического и жизненного опыта, Александр Николаевич вернулся в альма-матер — свой родной вуз. Здесь его тепло приняли. Он начал разрабатывать свое направление, стал инициатором открытия кафедры систем открытого образования, стал заведующим этой кафедры, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Организационно-методические основы развития профессиональной компетентности преподавателей информатики высших учебных заведений по дистанционной форме повышения квалификации». Кстати, это был непростой труд, во многом новаторский. В каком-то смысле Самойленко выступил первопроходцем, тем более, что основы повышения квалификации преподавателей вузов у нас до сих пор законодательно не закреплены. По школьным учителям такой закон есть, а по преподавателям высшей школы — отсутствует. Разработка темы велась на самом высоком уровне под руководством научного руководителя, ректора Центрального института последипломного педагогического образования академии педагогических наук, члена-корреспондента НАН Украины доктора педагогических наук профессора Виктора Васильевича Олейника.

«Кадры решают всё. Эта сентенция родилась не зря. Для того, чтобы перейти на систему дистанционного обучения, необходимо подготовить специалистов, людей, имеющих опыт и навыки работы. Для этого в Николаевском госуниверситете не без участия Самойленко сформирован специальный отдел дистанционного образования (руководитель доцент кандидат психологических наук Мазур В. М.), готовится документация, необходимая техника, серверы, программное обеспечение. «Стране просто необходимы квалифицированные специалисты, в совершенстве владеющие технологиями IT», — уверен Александр Николаевич. Ведь сейчас недорогой Интернет доступен практически всем, даже в отдаленных населенных пунктах, лишь бы они были обеспечены покрытием мобильной связи. Как показывают последние опросы студентов, в группе могут быть буквально 2 — 3 человека, не имеющих собственного выхода в Интернет. Но это не значит, что они полностью лишены доступа, поскольку могут воспользоваться глобальной сетью с помощью компьютеров друзей, товарищей, работодателей.

Во многом благодаря ректору НГУ им. В. Сухомлинского Валерию Будаку до всех представителей преподавательского и студенческого коллективов удалось довести простую истину: системы открытого образования — воистину уникальное явление. В одной виртуальной аудитории одновременно могут общаться студенты из Европы, России, севера и юга Украины и многих других регионов. И, несмотря на то, что e-learning -сравнительно новый термин, по сути дела дистанционное обучение, это примерно то же, что старая добрая передача «Радионяня», о которой нынешние студенты наверняка и не слышали. А если говорить без шуток, достижения Болонского процесса, в частности, кредитно-модульная система, позволяет применять очень гибкие подходы к получению знаний. Тем более, что внедряемые в последние годы европейские стандарты позволяют учиться, получать дополнительное образование, повышать квалификацию практически на протяжении всей жизни.

Да что там высшая школа, если в обычной, общеобразовательной, минувшей зимой три недели гриппозного карантина наглядно показали: без этого направления современное образование элементарно перестает быть конкурентоспособным и не выживет! Намного проще и дешевле обеспечить ребенка ноутбуком, нежели ежедневно возить его в отдаленную сельскую школу. Снимается масса проблем, что объективно ведет к экономии как государственных средств, так и денег самих граждан, а главное — у молодого человека даже в глубинке формируется адекватное восприятие новых технологий, он перестает их бояться. Самое интересное (об этом, правда, обычно преподаватели предпочитают не распространяться), что нерадивые студенты на стационаре теперь даже шпаргалки распечатывают на принтере — так проще и привычней. А для преподавателя это где-то даже приятно:

пусть молодежь и пытается схитрить, но современными технологиями она владеет.

Впрочем, дистанционное обучение априори отрицает всякие шпаргалки, поскольку они теряют всякий смысл. Компьютер не обманешь, и преподаватели, родители, потенциальные работодатели в режиме мониторинга отслеживать процесс обучения: сколько человек уделил времени той или иной теме, прошел ли тестирование, правильно ли ответил на вопросы. Помимо прочего, такая система делает невозможной коррупцию в вузах, дает возможность студенческому самоуправлению мониторить усердие и уровень знаний каждого студента с помощью электронно-вычислительной техники.

- В нашем университете не то, что кабинеты, — целые этажи представляют собой компьютерные залы с самым современным оснащением, широкополосным Интернетом, возможностью подключения с помощью Wi-Fi, — рассказывает Александр Николаевич. — У нас действуют научные советы, можно на месте защищать диссертации, в соответствии с концепцией классического университета каждый магистрант, аспирант разрабатывает свою тему, научное направление. Я сам являюсь руководителем научных проектов и хочу подчеркнуть, что, по сути, мы — равноправные партнеры.

Большая работа в университете проводится и в части обеспечения лицензионным программным обеспечением. Его покупают, получают от благотворителей, активно используют условно-бесплатные версии и открытые коды.

- Наша лучшая реклама — это наши выпускники, — продолжает Александр Самойленко. — Если человек получает образование, стал на тропу ученого, — он творит, развивается, совершенствуется. В итоге потом жизнь все расставляет на свои места. Я хочу обратиться к ребятам, особенно к сельским, ведь и сам родом из села: не бойтесь поступать в наш университет, приходите на механико-математический факультет. Будьте уверены, вы сделаете правильный выбор и получите прекрасные специальности. Наше образование — мощный базис для науки, преподавания, предпринимательства, даже для обычных домашних дел.

Александр Николаевич хорошо знает, о чем говорит. Он не просто закончил этот вуз. С ним связана значительная часть его жизни, когда-то здесь он встретил свою любовь, создал студенческую семью. Его супруга Ольга Михайловна — тоже преподаватель, получает уже второе образование. Его старший сын Алексей, и не исключено, что младший Виталий тоже рано или поздно придет в этот вуз. Нет, вовсе не из-за того, что здесь работает его отец, а потому, что здесь он может получить качественное образование.

Александр Самойленко в свои сорок пять достиг успехов не только в карьере, но и в личной жизни. У него крепкая семья: жена -надежный тыл и опора, двое прекрасных сыновей. Он любит рыбалку, автолюбитель до мозга костей — однажды во время отпуска совершил автомобильный тур сразу по одиннадцати областям Украины. В этой гармонии — семьи и работы, он и нашел свой смысл жизни. И дай-то Бог, чтобы наша молодежь следовала примеру таких людей как он.

Автор: С. КОЗЛОВ, А. ВИКТОРОВА.

Пошук:
розширений

Автор
Почему до датчика уровня сахара от Apple еще далеко
По данным Международной федерации диабета (IDF) за 2021 год, от диабета страдают 10,5% людей в возрасте от 20 до 79 лет и половина из них не знает об этом. Согласно прогнозам, к 2045 году этим заболеванием будет болеть на 46% больше — каждый восьмой взрослый или 783 миллиона человек. Эта перспектива пугающая, но не удивительная, учитывая текущую ситуацию

7-9 черв­ня 2024 року в Одеській національній науковій бібліотеці відбудеться XXIV Всеукраїнська виставка-форум «Українська книга на Одещині»
Під егі­дою Мі­ніс­тер­ства культу­ри та ін­фор­ма­цій­ної політи­ки Ук­раї­ни, Одесь­ка на­ціо­наль­на на­у­ко­ва біб­ліо­те­ка, Ук­ра­їнсь­ка асо­ціа­ція ви­дав­ців та кни­го­роз­по­всюд­жу­ва­чів, Дер­жав­на на­у­ко­ва уста­но­ва «Книж­ко­ва па­ла­та Ук­раї­ни іме­ні Іва­на Фе­до­ро­ва» за спри­ян­ня Одесь­кої об­лас­ної дер­жав­ної ад­міністра­ції, Одесь­кої об­лас­ної та Одесь­кої місь­кої рад, Ук­ра­їнсь­ко­го ін­сти­ту­ту кни­ги, Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­гані­за­ції «Ук­ра­їнсь­ка біб­ліо­теч­на асо­ціа­ція» та Все­ук­ра­їнсь­кої гро­мадсь­кої ор­га­ні­за­ції «Біб­ліо­по­ліс» про­во­дять Все­ук­ра­їнсь­ку ви­став­ку-фо­рум «Ук­ра­їнсь­ка кни­га на Оде­щині».

Останні моніторинги:
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев
01:01 31.05.2011 / Вечерний Николаев


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012