ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Продлись, очарованье!
15.06.2019 / Газета: Одесские известия / № 45(5168) / Тираж: 18937

На одном дыхании пролетели девять фестивальных дней с Odessa Classics. Вдохновили, сделали счастливыми всех, кто желал окунуться в мир высокого искусства. Прав выдающийся британский скрипач Даниэль Хоуп, говоря, что «музыка в живом исполнении нужна человеку ничуть не меньше, чем воздух».

Высокий исполнительский уровень, знаменитые участники и изумительная атмосфера доброжелательности оставили неизгладимые впечатления. Все было возвышенно и в то же время душевно.

Впечатлениями о фестивале делятся его поклонницы Зинаида Мельник (З.М.) и Александра Степовая (А.С.).

А.С — Интересно, что в этом году практически каждого музыканта, за редким исключением, что-то связывает с нашим городом. Один из самых известных из ныне концертирующих скрипачей Даниэль Хоуп, он же художественный руководитель Цюрихского камерного оркестра, считает себя представителем одесской скрипичной школы через своего преподавателя Захара Брона, учившегося некоторое время в школе имени Столярского.

Хоуп исполнил музыку Джорджа Гершвина в аранжировках, созданных специально для концерта на Потемкинской лестнице. По словам скрипача, эта идея посетила его после того, как он узнал некоторые факты из жизни композитора, связанные с Одессой и Украиной: родители Д. Гершвина уехали в США именно из Одессы, а известная ария Summertime из оперы «Porgy and Bess» (1934) была навеяна украинской колыбельной «Ходить сон коло вікон».

З.М.- Для меня любопытным было новое проявление Даниэля Хоупа. Выступив с инициативой исполнить в оперном театре концерт Антонио Вивальди для четырех скрипок, он предложил подготовить к этому концерту трех юных дарований, чтобы солировать вместе с ними.

Встреча в стенах школы имени Столярского была и репетицией, и мастер-классом. И доставила присутствующим истинное удовольствие. Это была серьезная учеба в форме по-отцовски доброжелательной игры. Как Хоуп пытался раскрепостить робких девочек, как учил поддерживать контакт во время исполнения, как изумительно шутил..! Показывая смычком в сторону пустого балкона, он говорил: «Там в первом ряду сидит маэстро Петр Столярский, и вы играете для него».

Уже на следующий день в оперном театре мы увидели некие результаты этого мастер-класса. К примеру, как красиво одесситка Александра Чекаленко, Сандра Василькова (из Киева) и София Плахцинская (из Львова) взметнули смычки, завершая исполнение. Накануне им это плохо удавалось.

А.С. — У себя дома Даниэль организовывает концерты классической музыки для беременных и родителей с маленькими детьми. О том, зачем популярному музыканту, который по праву считается одним из лучших скрипачей Европы, тратить время на подобные проекты, он рассказал после мастер-класса: «Когда у родителей маленькие дети, они не всегда имеют возможность ходить на концерты классической музыки. И мы хотели дать им возможность наслаждаться музыкой, но при этом захватив с собой детей. Мы убираем кресла и стулья, застилаем все матами, родители удобно располагаются, а мы играем камерную музыку. Дети ползают среди нас, их человек сорок-пятьдесят. Как-то исполняли квинтет Дворжака для полного зала ползающих младенцев. Они пролезают у нас между ног. Главное, что мы не прерываемся и играем нормальный концерт… Ну а дети, кто-то кричит, плачет, кто-то куда-то пытается забраться, но как только раздаются звуки музыки, они мгновенно переключаются, так как она действует на них как магнит. Многие ползут к нам, замирают и слушают – и это прекрасно! ».

Мне показалось, что пятый фестиваль вообще получился по-доброму семейным. «Майский трио» – это знаменитый виолончелист Миша Майский и его дети – Лили (фортепиано) и Саша (скрипка). Трогательно было видеть, как отец семейства Майский специально привел своих детей в школу Столярского, в этот храм музыки, и показывал им фотографии великих музыкантов на стенах школьного музея.

А Даниэль Хоуп приехал в Одессу со своей мамой Элеонор. И это особая честь для нашего фестиваля.

З.М. — Я невольно сравниваю фестивали 2018 и 2019 годов. Нынешний мне показался еще более комфортным в смысле – организации, атмосферы, программы.

А.С. — Каждый год Алексей Ботвинов тщательно продумывает программу и выбирает между пожеланиями слушателей и возможностями фестиваля. В итоге — мы получаем возможность услышать по-настоящему выдающихся артистов и такие же коллективы.

З.С. — В этой продуманности программы не только разнообразие авторов, исполнителей… но и динамика концертов, которая восходит от удачного старта к Open air на Потемкинской лестнице, а затем элегантно планирует к финалу, подводя к мысли о том, что со всем этим не хочется расставаться…

А.С. – Вот, кстати, об удачном старте. Первый хедлайнер Сиприан Кацарис на открытии фестиваля вслед за элегантным Моцартом и очень четким Бетховеным исполнил роскошную импровизацию на тему украинской «Пісні про рушник» («Рідна мати моя…») Публика была тронута до слез и даже подпевала…

З.М. — …а я подумала, что авторы песни Платон Майборода и Андрей Малышко «посміхнулися на небі».

Фестиваль интересен тем, что на каждом Odessa Classics я слышу что-то впервые или уже знакомое, но по-иному явленное. Истинным открытием стал для меня пианист Пьетро де Мария. ТАКОГО Рахманинова я прежде не слышала! Пьетро де Мария – профессор музыкальной Академии Санта Чечилиа в Риме. Может поэтому в его исполнении чувствуется некая строгость, четкость, уважительное обращение с музыкальным материалом. Мне нравятся исполнители, которые манерой не привлекают внимание к себе, у которых доминирует музыка как таковая — мощная, раздольная, яркая во множестве деталей. Слушая такое исполнение музыки Рахманинова, невольно вспомнила Бориса Пастернака – «полета вольное упорство. И образ мира в звуке явленный…» (у поэта – « в слове явленный»).

А.С. Подарком от Odessa Classics на этот раз стало привнесение европейской фестивальной традиции: всех, кто купил билеты на концерты, проходившие в филармонии, за час до выступлений ждали бесплатные лекции киевского искусствоведа Натальи Чаморовой. «Этот бонус позволит нашим зрителям глубже и осмысленней воспринимать классическую музыку», — отмечали организаторы.

Это удачная идея. Часть информации новая, а часть знакомая, особенно, одесским слушателям. Но, главное, что приходишь на концерт уже в определенном настроении. Хочется надеяться, что эта традиция у нас приживется.

З.М. — Постоянный участник всех пяти фестивалей Майкл Гуттман вновь удивил слушателей, представив программу «Сенсации танго». Само исполнение обворожительное, окутанное магией и ароматом аргентинского танца… Но для меня и в этом было открытие. Я впервые услышала живое звучание инструмента бандонеон. Обозвав его «маленьким баянчиком» и поразившись тому, что местами его звучание сильно напоминает орган, я поинтересовалась историей инструмента. Выяснилось, что его и создавали для сопровождения месс в бедных церквях Германии, которые не могли приобрести дорогостоящий орган. В Аргентине бандонеон оказался случайно: его в порту обменял на виски моряк из Гамбурга. Благодаря специфическому пронзительно-щемящему звучанию инструмент легко вписался в бурлящие страсти любимого национального танца и со временем стал неотъемлемой частью танго-оркестров.

А.С. — Самый масштабный концерт фестиваля и одно из наиболее зрелищных и захватывающих событий Odessa Classics – концерт Open air, как и в прошлом году прошел на Потемкинской лестнице.

Формат открытого пространства очень нравится гостям и жителям города, привлекает не только новых туристов, но и значительно повышает репутацию региона.

Open air вот уже пятый год проходил совершенно бесплатно. Алексей Ботвинов признается, что иностранные коллеги не понимают, как такого уровня концерт может быть бесплатным. Но есть имидж и философия фестиваля, поэтому организаторы делают все, чтобы классическая музыка была доступной для большего числа слушателей. А в этом году их было почти ДВЕНАДЦАТЬ тысяч.

З.М. — Уж если мы коснулись финансов, скажу, что и основная программа по стоимости билетов очень демократична и вполне доступна человеку со средним достатком. Я, к примеру, после окончания предыдущего фестиваля начинаю откладывать посильную для моего бюджета сумму и к моменту начала продаж билетов на следующий фестиваль готова приобрести абонемент на девять дней счастья.

Возвращаясь к программе фестиваля. Она не всегда состоит из музыки ожидаемой, знакомой, любимой… Бывают встречи с малопонятным материалом. Но это интересно! В этом есть интрига! Желание понять дает некий новый тонус.

Таким «тонизирующим» был вечер, посвященный композитору Гия Канчели. Неожиданно, но узнаваемо и остроумно прозвучала «Маленькая Данелиада» с финальным «Ку!» Вспоминая этот момент, не перестаю улыбаться и думаю, что такое оригинальное прочтение могли предложить только одесситы Игорь Шаврук и Алексей Ботвинов.

А.С. — А то, что представили кларнетист Юлиан Милкус и пианистка Полина Осетинская, было сложно, но завораживающе. Партия кларнета просто блистательна!

З.М. – Особых восторгов заслуживает Цюрихский камерный оркестр, который был для меня самым ожидаемым на пятом фестивале. Как выразительно и мощно практически все, что они исполняли. У руководителя Даниеля Хоупа и оркестра такое понимание, созвучие, единение, что это воспринимается как абсолют!

А.С. — Предваряя выступление «Майский-трио», Алексей Ботвинов сказал, что на протяжении пяти лет прилагал усилия к тому, чтобы эта ВИОЛОНЧЕЛЬ прозвучала на фестивале. И вот – мечты сбываются!..

З.М. — Концерт «Майский-трио» стал таким высоким финалом , который еще добавил уровень любимому фестивалю. Изумительно собранная в первом отделении цепочка Рахманиновских мелодий возвращала меня к пламенному призыву одного музыковеда: «Любите Рахманинова как запах сирени… как весну!»

А.С. — В один из вечеров я услышала разговор пожилой пары, которая обменивалась впечатлениями: «Вот только ради этого стоит жить в Одессе! …». Думаю, что такой отзыв — лучшая награда для организаторов, ведь Odessa Classics действительно делает Одессу самым европейским и мульти культурным городом в Украине.

З.М. — Полностью разделяю это мнение!

Автор: -

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012