ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Игорь Покровский: «Музыка дарит свободу чувств, мыслей, решений»
26.09.2018 / Газета: Одесские известия / № 73(5097) / Тираж: 18937

С 26 по 29 сентября в Одессе пройдет IV Международный фестиваль «Золотые скрипки Одессы». Его организатором и художественным руководителем является Игорь Покровский. Сегодня наша беседа с ним не только о фестивале, но и о роли музыки в современном мире, о том, какое магическое влияние она оказывает на судьбы многих из них.

Родом из детства

- Вы родились в Одесском оперном театре, где ваш отец, Николай Дмитриевич, народный артист УССР, профессор работал главным дирижером, а мама, Доротея Филипповна Алидорт-Покровская, сначала была балериной, а затем — балетмейстером. Похоже, сама судьба предопределяла вашу творческую судьбу…

- Поскольку спектакли шли до 22.00-23.00, меня оставляли в комнате отдыха у директорской ложи театра. Там мама меня и кормила. Присутствие с самого детства на оркестровых репетициях и в балетном классе, окна которого выходят на фонтан у театра, привели к тому, что я знаю весь репертуар оперного – от «Евгения Онегина» до «Богдана Хмельницкого» и неплохо разбираюсь в балете.

Потом обнаружились музыкальные способности, которые привели меня сначала в школу имени Столярского, в класс скрипки, а затем в Одесскую консерваторию. В консерватории начал играть в КВН в команде кредитно-экономического института, хотя данный вуз в ней представляли только Ян Гельман и Саша Копайгора. В 1972 году наша команда стала чемпионом СССР.

- Как на вас повлияло то, что вы так рано прикоснулись к профессиональной деятельности своих родителей?

- У меня не было детских развлечений вроде похода с папой в парк или на детскую площадку. Меня брали на репетиции и спектакли. Родители, по-моему, даже не думали о том, что я еще ребенок. А я очень страдал, когда во втором акте оперы «Евгений Онегин» убивали моего крестного Николая Дидученко, исполнявшего партию Ленского. Не баловался, не бегал в зале между рядами. С детства я знал, что театр – это серьезно. Аура культуры и дисциплина стали частью моей жизни с детства.

- Читая книги о губернаторе Михаиле Воронцове, обратила внимания, как много внимания он и его супруга уделяли важности обучения детей музыке. На ваш взгляд, сегодня такой подход важен?

- Обучение музыке – это обучение творческому, неординарному подходу к жизни, что дает большую степень психологической свободы. Тот, кто не занимался музыкой, может в какой-то жизненной ситуации почувствовать себя оказавшимся в тупике. А музыкант обязательно найдет из нее выход, поиграв на любимом инструменте.

- Музыканты не случайно говорят: за минором обязательно зазвучит мажор. Надо только этого дождаться…

- Музыка дарит свободу чувств, мыслей, решений. Даже физическую. Я вспоминаю высказывание Иегуди Менухина о Давиде Ойстрахе. Два великих музыканта были далеки от комплиментарности в оценки творчества друг друга. Менухин сказал: «Я ему всегда завидовал, потому что у него была свободная шея». К такому стремятся все скрипачи.

Действительно, когда музыкант держит скрипку, он находится в неестественном положении – голова, плечи, позвоночник повернуты в обратную сторону. И только великие могут с этим легко справляться.

- Встречаясь с новыми людьми, вы можете сразу определить среди них тех, кто занимался музыкой, а кто – нет?

- Да, могу. Музыканты отличаются терпением, слышат и понимают собеседника. У них даже интонации отличаются — говорят они чуть-чуть иначе, как бы слушая какую-то мелодию, звучащую внутри. Да и нет другой такой специальности, которой учиться приходится на протяжении 16-17 лет: в школе, музыкальном училище, консерватории, а потом всю жизнь поддерживать определенный уровень. Такой марафон, конечно, сказывается. Для сравнения, на инженера, педагога учат всего 5 лет.

Один из лучших одесских писателей нынешнего века Георгий Голубенко – скрипач, окончивший и школу Столярского, и консерваторию. Основатель единственного частного порта в Украине фирмы «ТИС» Алексей Ставницер окончил школу Столярского по классу альта. Прекрасным литератором был и, к сожалению, недавно ушедший из жизни пожизненный профессор Чикагской высшей музыкальной школы, солист Одесской филармонии, педагог музучилища и консерватории, одессит Марк Зингер. Кроме музыкального, он получил еще и филологическое образование в Ленинградском университете. Гармония музыки и слова в его жизни звучали в унисон.

Феномен города

- В недавнем интервью на одном из местных телеканалов вы говорили о разных формах отношения к родному городу…

- Есть два вида эксплуатации Одессы. Первый – экономический, финансовый, связанный с зарабатыванием денег на абсолютно всем. Второй – это эксплуатация памяти о тех великих людях, которых Одесса подарила миру и еще подарит. Наш город был столицей музыки, морской столицей, столицей науки, здоровья, так как уникальная санаторно-курортная система рождалась именно здесь.

Я мечтаю вернуть Одессе статус скрипичной столицы, каковой, хоть и не признанный, она имела во второй половине ХХ века.

В мире вообще наблюдается интересная тенденция: города, имеющие какую-то изюминку – например, расположенные в горах, на берегу озера или океана, организуют самые престижные фестивали. Они превращаются в мощнейшие средства коммуникации, так как проводятся не только для музыкантов и любителей музыки. Их посещают представители науки, бизнесмены, врачи. Люди знакомятся, обмениваются информацией, выходя за рамки сферы профессионального общения. Их объединяют впечатления, эмоции, переживания, связанные с событиями реального мира, с прослушиванием красивой музыки, а не с обезличенным интернет-пространством. Даже торговые переговоры теперь зачастую ведутся в рамках таких изначально музыкальных фестивалей.

Думаю, Одесса должна быть местом проведения нескольких фестивалей. Есть кинофестиваль, есть Odessa classic и «Золотые скрипки Одессы». Но в отличие от кинофестиваля, музыканты приезжают, чтобы выступать. А киношники любят покрасоваться на красной дорожке, потусоваться. Все это, конечно, на фоне кино, но не более. Наверное, поэтому райдер музыкантов гораздо проще, без рассказов о том, какого класса автомобиль должен быть подан в аэропорт, какого цвета стены должны быть в номере гостиницы и какие сорта вина подаваться за обедом. Музыкантов устраивают просто хорошие авто, номера в гостинице и одесская еда в рамках возможностей организаторов.

- А что любят есть наши земляки, которые давно не были в Одессе?

- Бычки, кильку, камбалу, ставриду жареную. На все французские блюда в меню даже внимания не обращают.

- Фестиваль «Золотые скрипки Одессы» пройдет уже в четвертый раз. Каковы этапы его развития?

- Сначала это были скрипачи, которые имели какое-то отношение к Одессе – родились или учились здесь. Потом был фестиваль «Отцы и дети». Собрались скрипачи – дети и внуки одесских музыкантов, которые выступают по всему миру.

Нынешний фестиваль посвящен 110-летию со дня рождения Давида Ойстраха. В музыкальном мире его называли «царем Давидом». Потому и весь фестиваль называется «Наследники царя Давида». Он ознаменуется также участием в нем первой скрипки мира — Гидона Кремера. Он учился у Давида Ойстраха. Он знал о фестивале, и, узнав, что он посвящается памяти его учителя Давида Ойстраха, нашел возможность изменить графики выступлений и выкроить время на поездку в Одессу. 27 сентября вечером он прилетает, 28 утром репетирует, вечером выступает, 29 сентября утром улетает. И это в 70 лет!

Приезжает гениальный Алек­сандр Трэгер из США, скромный концертмейстер оркестра Лос-Анжелесской филармонии. Но, чтобы получить эту должность, надо пройти невероятный по сложности отбор. Претендента слушают в зале 50 музыкантов оркестра, которые изначально его уже ненавидят. Участвуют в отборе 30-40 претендентов, за плечами которых победы и звания лауреатов самых престижных конкурсов. Но это еще ничего не значит. Оставляют концертмейстером того, кто сумеет покорить коллег-оркестрантов по всем показателям: исполнение с листа незнакомого произведения, виртуозность, узнаваемый стиль.

Захарий Зорин из Франции, когда участвовал в конкурсе на должность концертмейстера симфонического оркестра в Бордо, выиграл у 13 лауреатов первых премий престижных конкурсов. Хотя сам таких достижений не имел.

Приедет еще один ученик Ойстраха, невероятный патриот Украины, который всегда выступает в вышиванке, Олег Крыса. Он – профессор Рочестерского университета в США. Из Германии приедет Михаил Вайман. Он преподает в музыкальной академии Кельна, которая поддерживает своих студентов, помогая им с жильем, инструментами. С ним выступит и его супруга, одна из лучших пианисток мира Дина Иофе. Из Финляндии приедет Александр Винницкий.

В нынешнем фестивале больше концертов: музыкальный спектакль «Звезда моего Давида», скрипичный шансон, ансамблевые выступления – будут исполнены произведения для двух, трех, четырех скрипок, которые очень редко исполняются и никогда не звучали в Одессе. Гидон Кремер выступит с виброфонистом Александром Пушкаревым. Он любит всевозможные эксперименты. На этот раз представит такой необычный дуэт в сопровождении инсталляций диссидента Антанаса Суткуса. Концерты пройдут на нескольких площадках – в оперном театре, филармонии, городском саду, urban music hall. В Одессе впервые прозвучит молдавская рапсодия Вайнберга. Этот композитор стал знаменит уже в нынешнем веке, после своей смерти.

Вместе с гостями из-за рубежа выступят и юные одесские скрипачи – победители всевозможных конкурсов. Я хочу, чтобы они уже сегодня общались с выдающимися музыкантами, были членами единого сообщества скрипачей. А те, в свою очередь, знали, что в Одессе подрастает новое, не менее талантливое, поколение скрипачей.

Мастер-классы пройдут в школе Столярского. Надеюсь, что праздник музыки удастся и будет достоин нашего родного города.

Досье «ОВ»: Игорь Покровский — по первой профессии – музыкант, скрипач. Окончил детскую специализированную музыкальную школу им.профессора П.С.Столярского. Карьеру телевизионщика начинал в КВН. В конце 70 -х стал редактором музыкальных программ Одесского областного телерадиокомитета. Первая его программа — «Посторонним вход разрешен». Во времена перестройки организовал телеобъединение «ТА Одесса». В 1996 году ушёл с телевидения. После этого создал телекомпанию «Новая Одесса». Заслуженный журналист Украины. Организатор и художественный руководитель фестиваля «Золотые скрипки Одессы».

Автор: Світлана Комісаренко

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.011