ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




Здоровье по контракту: в Украине начинается медреформа
23.03.2018 / Газета: Аргументы и факты / № 12(1122) / Тираж: 25000

Как украинцам найти своих врачей и не остаться за бортом медицины по-новому?

Длительная подготовка, критика и политические баталии наконец позади. Мы на пороге конкретных шагов медицинской реформы, которая пройдет в несколько этапов и растянется на несколько лет. Первый этап начнется уже через неделю. Это реформа первичного звена – семейной медицины. Многие считают его самым важным, поскольку касается всех — и детей, и взрослых, и является фундаментом всей системы медпомощи, с которой начинается и профилактика, и лечение. «АиФ» решил разобраться, в чем фишки и просчеты грядущих изменений.

НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?

Реформирование первичного звена оказания медпомощи начинается у нас не впервые.

«Многие годы у нас в медицинских вузах уделяли огромное внимание подготовке узких специалистов, — говорит профессор, заведующая кафедрой семейной медицины и амбулаторно-поликлинической помощи Национальной медицинской академии последипломного образования им. П. Шупика Лариса МАТЮХА. – Наверное, не все даже смогут поверить, что в Украине уже насчитывается более 120 врачебных специальностей. Нигде в мире их столько нет. При этом система здравоохранения в целом у нас далека от совершенства. Давайте посмотрим, как эта кругленькая цифра взаимосвязана с оказанием медицинской помощи. Результаты разных исследований показывают, что в среднем в течение года болеют 750 человек из тысячи. Кто-то из них лечится дома, кто-то переносит болезнь на ногах, а 250 пациентов обращаются к врачам первичного уровня. И только пять из них нуждаются в консультациях узких специалистов, 9 — в стационарном лечении, а одному больному нужна высокоспециализированная помощь на третьем уровне. Остальные же 235 взрослых и детей получают медицинскую помощь на первичном уровне».

Именно на «первичку» делают ставку в медучреждениях на западе. Украина пытается идти тем же путем вот уже больше пяти лет. Если точнее, то развитие семейной медицины началось у нас 1 января 2012 года, когда был запущен пилотный проект, включающий несколько регионов: Донецкую, Днепропетровскую, Винницкую области и Киев. Пилотные регионы дополнительно финансировали, чтобы была возможность открывать новые амбулатории, приобретать для них оборудование и инструменты. Идея была хорошая, но сами подходы к реформированию вызывали сопротивление у медиков. Ведь многое делали в приказном порядке и без обсуждени, не слушая возражений и не реагируя на критику. Больше всего врачи возмущались тем, что их — терапевтов, педиатров, психиатров и других специалистов, практически насильно отправляли на курсы, и в срочном порядке «переучивали» на семейных врачей. Эти «побочные эффекты» той реформы немного сгладило то, что медуниверситеты начали обучать семейных врачей, да и бывшие терапевты и педиатры постепенно приспособились к новым условиям.

А когда этот пилотный проект завершился продлевать его не стали, поскольку в стране появились огромные проблемы в связи с Крымом и востоком. И тему семейной медицины тихо «забыли», не успев даже подвести итоги.

А жаль. Возможно, ошибки прошлого могли бы застраховать от подобных просчетов сейчас. Но нынешние реформаторы о том, что первичное звено здравоохранения у нас уже пытались реформировать, даже не впоминают. Поэтому мы, сами того не зная, можем повторить ошибки прошлого. Впрочем, это истинно наша традиция – начинать реформы словно на ровном месте, с чистого листа, как-будто раньше никто ничего не пытался изменить. Кто знает, какой могла бы быть сейчас наша система здравоохранения, если бы каждый следующий министр учитывал ошибки, а также позитив и конструктив, оставшийся от прежнего главы ведомства, которых в Минздраве за годы независимости было рекордное количество — более 20-ти.

«С чего-то надо начинать, — говорит глава правления Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации» Валентина ОЧЕРЕТЕНКО. – За 26 лет независимости наша медицина так и не продвинулась вперед, оставшись, можно сказать, в советском прошлом. А сейчас реформа – вот она, близко, очень реальна. Да, в ней наверняка есть какие-то недочеты, но их можно исправлять, чтобы идти дальше».

ГЛУБИНКА – НА СТАРТЕ

Пока жители больших городов рассуждают о том, какому врачу отдать предпочтение – частнику или из коммунальной семейной амбулатории, в глубинке «тихой сапой» вовсю готовятся к началу реформы. Уже сотни медучреждений из райцентров и сел внесли свои реквизиты и контакты в реестр Национальной службы здоровья. Среди этих передовиков – и коммунальное медучреждение из Корюковки Черниговской обл.

«Мы уже проводим реорганизацию бывшего бюджетного медучреждения, в составе которого районная амбулатория и семь сельских «филиалов», в коммунальное, — говорит главврач «Корюковского районного центра первичной медико-санитарной помощи Светлана ЛЕЩЕНКО. – Для этого подготавливаем соответствующую документацию, всем врачам купили ноутбуки и МФУ (многофункциональные устройства с принтерами и сканерами. — Ред.), вот-вот проведем интернет, поскольку села у нас к сети не подключены. Стараемся сделать все, чтобы 1 апреля было все готово для подписания деклараций. Ближе к старту кампании дадим объявление в местной газете и на радио, будем объяснять людям и агитировать».

За каждого из 26 тыс. жителей района будут «бороться» 14 врачей, 10 из которых работают в районной амбулатории, еще 4 – в селах, а три села, где есть фельдшерские пункты – без врачей. Так что выбор у народа невелик. Но даже в тех селах, где есть врачи, многие настроены подписывать декларации со специалистами из района. Говорят, что у докторов в райцентре и квалификация повыше, и оборудование получше. Даже аргумент на счет того, что в район полдня ехать придется по бездорожью, да и врач навряд ли сможет навестить дома «своих» подопечных в случае серьезной болезни, — не останавливает. Особенно молодых мамочек и пенсионеров с целыми букетами болезней.

«Не сможем доехать, будем по скайпу общаться», — отстаивают они свою позицию. Впрочем, четыре сельских врача при желании наберут себе даже больше, чем по 2 тыс пациентов. И многое будет зависеть от того, как пройдет «подписная» кампания.

«Сначала подпишем декларации с теми, кто сам изъявит желание и придет к нам, — продолжает С. Лещенко. – Конечно, это будет не в рабочее время, а после приема больных. А если врач пойдет на вызов, то этим займутся медсестры, они тоже обучаются элетронным премудростям оформления этих документов».

А позже, по ее словам, в планах — посещение лежачих больных и тех, кому трудно ходить. На реформу сельские медики возлагают большине надежды, полагая, что у них значительно вырастет зарплата, которой сегодня даже до средней по стране далеко. Предполагается, что медучреждение будет на свое усмотрение, без указок чиновников, распоряжаться полученными от государства средствами за пациентов. А чтобы не было злоупотреблений все надбавки и премии будут оговорены в коллективном договоре.

Впрочем, реформа также предполагает, что каждый врач семейной медицины может вообще уйти из коллектива и работать индивидуально, оформившись как частный предприниматель. Но много ли таких будет?

«У нас никто из врачей не захотел заниматься частной медпрактикой, — говорит С. Лещенко. – А все потому, что медреформу продумывали и просчитывали в основном с экономической точки зрения, а в остальном есть немало нестыковок. В частности, многие из них касаются огромного количества сильно устаревших медицинских циркуляров и приказов, которые не подогнали к реформе, поэтому они пойдут в разрез с некоторыми ее положениями».

Этот момент, по утверждению медика, пока что делает нереальным внедрение частной врачебной практики. Например, больничные листы после того, как человек проболел больше 10 дней, как и раньше, будут действительны только за подписью главврача амбулатории. То же самое и с рецептами на некоторые медпрепараты, в частности, наркотические обезболивающие. А кто главврач у частника? Никто. Значит, взятые на себя функции этот врач, подписавший декларацию, не сможет выполнить. И очень скоро останется без пациентов, которые уйдут подписывать новые декларации в коммунальные амбулатории.

КОМПЕТЕНТНО: Тайное может стать явным

- С точки зрения юриспруденции, декларация о выборе врача семейной медицины не является договором о предоставлении медицинских услуг. Она лишь подтверждает намерение пациента воспользоваться своими правами согласно договору о закупке услуг первичной медицинской помощи, который заключают главный распорядитель бюджетных средств – Национальная служба здоровья, и соответствующий субъект оказания первичной медицинской помощи. Также декларация подтверждает выбор пациентом врача «первички». Т.е. является своего рода и статистическим документом, который показывает количество пациентов у каждого конкретного врача.

Эта декларация подписывается пациентом бессрочно, ее не нужно «обновлять» каждый год. При этом право на свободный выбор врача подразумевает, что пациент в любой момент может сменить семейного врача. Поэтому возможно аннулирование одной декларации и подписание другой.

В то же время, особого юридического внимания заслуживает, на мой взгляд, часть текста из декларации: «Своїм підписом я підтверджую достовірність наданих мною даних, надаю згоду на обробку та використання моїх персональних даних, у тому числі даних, що стосуються здоров’я, а саме: на вчинення будь-яких дій, пов’язаних зі збиранням, реєстрацією, накопиченням, зберіганням, адаптуванням, зміною, поновленням, використанням і поширенням (розповсюдженням, реалізацією, передачею), знеособленням, знищенням будь-яких відомостей про мене для цілей охорони здоров’я, у тому числі надання первинної медичної допомоги». Здесь явно имеет место добровольное согласие пациента на разглашение информации, которая содержит врачебную тайну. Это грубое нарушение наших прав. И надеюсь, что до старта «подписной» кампании юристы Минздрава обратят на это внимание и «доработают» этот документ, убрав из него то, что будет массово нарушать права украинцев.

Виктория ВАЛАХ, кандидат юридических наук, адвокат Национальной ассоциации адвокатов Украины.

ВОСЕМЬ ВОПРОСОВ О ТОМ, КАК НАС БУДУТ ЛЕЧИТЬ ПО-НОВОМУ

Может ли врач отказаться подписывать с кем-то декларацию?

Да, только в том случае, когда уже подписаны такие документы у семейного врача с рекомендованным Минздравом максимальным количеством – 1,8 тыс. пациентов, у терапевта – с 2 тыс., а у педиатра – с родителями 900 детей.

Имеет ли право человек расторгнуть подписанную декларацию и подписать новую – с другим врачом?

Имеет. Собственно, расторгать декларацию в этом случае и не понадобиться. Стоит лишь подписать ее с другим врачом, и после регистрации ее предыдущая будет актоматически аннулирована.

Меняет ли медреформа статус врача?

Да. Если он решил стать частником, и оказывать услуги индивидуально, то должен зарегистрироваться как предприниматель (ФЛП – физическое лицо предприниматель), арендовать помещение, необходимую технику и нанять средний и младший медперсонал. Он также может остаться работать в семейной амбулатории (фельдшерском или фельдшерско-акушерском пункте и т.д.). Но все учреждения семейной медицины теперь тоже меняют свой статус – реорганизовываются из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия. Это даст возможность им стать независимыми от местной власти и на свое усмотрение распоряжаться средствами, полученными от государства на пациентов, с которыми будут подписаны декларации. Но у этих учреждений не прекратится сотрудничество с местными советами, представляющими территориальные громады.

Может ли врач быть инициатором подписания декларации с пациентом?

Да, он имеет право предложить вам лечиться у него, ведь чем больше подписанных с ним деклараций, тем больше его зарплата. Другое дело, что он не вправе давить, даже если сейчас является вашим участковым и хорошо знает вас и ваши болезни. А ваше право – подумать, и принять свое решение.

Если абсолютно все украинцы захотят выбрать себе врачей первичного звена, хватит ли специалистов?

Не хватит. Судя по данным Украинской ассоциация семейной медицины, семейных врачей, терапевтов и педиатров у нас – максимум 18 тыс. А чтобы оказывать медобслуживание более чем 42 млн населения, даже при максимальной нагрузке нужно более 20 тыс врачей.

Сколько времени отводится врачу на прием одного человека?

Существующие нормы предполагают, что терапевт и педиатр должен принять пациента за 15 мин., а врач семейной медицины – за 18 мин.

Будут ли лечить тех, кто не подпишет декларацию до 1 июля?

Будут. Но только после того, как человек все же подпишет декларацию. Но если он будет остро нуждаться в экстренной медпомощи, ему ее предоставят даже без подписанной декларации. Клятву украинского врача (аналог клятвы Гиппократа) никто не отменял.

С врачами узкого профиля тоже будут подписывать декларации?

Будут, но только с 2020 года. До этого времени попасть на прием к таким специалистам можно только по направлению «своего» врача семейной медицины (а также терапевта или педиатра).

Ответы составлены по информации Минздрава.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

- По результатам опроса социологической группы «Рейтинг», проведенного в 2017 году, 62 % украинцев ни разу за год не обращались к врачам.

- По статистике, в 7,3 тыс. населенных пунктах Украины, в которых проживает более 833 тыс. человек, нет лечебных учреждений.

- В течение 2017 года население Украины сократилось почти на 200 тыс. человек, и составляет 42,38 млн.

Автор: Алина ВЕТРОВА, Ирина ВАНДА, Изабелла КИНГСМАН, Дмитрий ПИСАРЕНКО

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.013