ІА «Контекст-Причорномор'я»
логін:
пароль:
 
Останнє відео
Прес-конференція «Нові терміни проведення зовнішнього незалежного оцінювання у 2020 році»
Инфографика
Курси валют. Долар США. Покупка:




НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ
20.10.2017 / Газета: Время Ч / № 37(793) / Тираж: 15200

Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС определяет основные цели системы образования, прежде всего реформирование и модернизацию высшего образования в соответствии с Болонским процессом, повышение его качества и содержания. Несмотря на то, что в соглашении в основном не идет речь об инструментах, необходимы для достижения таких целей, повестка дня ассоциации является более содержательной в этом вопросе.

Западные эксперты отмечают, что в отличие от экономических показателей Украины, ее относительные показатели в сфере образования и развития человече-ского капитала можно сравнить с показателями соседних стран-членов ЕС, таких как Польша и Венгрия. Это свидетельствует о наличии потенциала для развития человеческого капитала, необходимого для развития экономики.

Украина присоединилась к Болонскому процессу в мае 2005 года, однако внедрение этой системы до сих пор сопровождается вызовами, на которые отечественные вузы далеко не всегда способны ответить.

Во многом это связано с тем, что украинские студенты в большинстве своем не готовы к Болонской системе. Западный подход к профессиональному образованию предполагает высокую степень ответственности студентов, способных к самообразованию. Однако выпускники наших школ все еще недостаточно самостоятельны в плане обучения, многие формы и методы не обновлялись с совет-ских времен, в силу чего возникла острая необходимость реформировать не только вузы, но и общеобразовательную школу…

Вот уже второй год подряд в начальных классах не должны ставить оценки, задавать домашние задания и объяснять важность овладения каллиграфией. Не все учителя справляются с новыми условиями самостоятельно. Министерство образования даже объявило набор тренеров для обучения преподавателей младших классов тонкостям работы в «Новой украинской школе». Основная претензия учителей и родителей к этой программе заключается в сокращении объема домашних заданий: с этого года не только первоклашек освободили от обязанности просиживать часы за учебниками дома, но и существенно облегчили жизнь подростков. Однако есть уже у нас некоторое количество учеников, которые не ждут поблажек учителей и не первый год живут в режиме «личной» школьной реформы.

Лиза охотно разрешает взвесить тяжелый портфель: внутри по две тетрадки на каждый урок, внушительный пенал с цветными карандашами, маркерами и фломастерами, стикеры, наклейки и декоративный скотч. Все это — на случай, если понадобится заполнить стильный ежедневник, что-то нарисовать или выделить. Вместо учебников пятиклассница носит планшет, объясняя, что могла бы скачать все учебники на смартфон, но в школе категорически запрещены телефоны. Домашние задания она не делает, вместо этого — оформ-ляет тетради по разным предметам. Своеобразные конспекты пестрят таблицами и иллюстрациями, кое-где встречаются небольшие комиксы и распечатанные из Интернета красивые картинки. Из-за того, что материал урока приходится дублировать в эти личные тетрадки, на домашние задания времени не остается. Девочка объясняет, что на уроках все слишком скучно и непонятно, поэтому она разбирается во всем сама, делая для себя эти тетрадки. Лиза уверена, что оценки нужно ставить за знания, а не за правильно написанные упражнения, и очень расстраивается, что скучные «обычные» тетрадки не отменили. Обычный дневник ее тоже раздражает — оформление ежедневника помогает запоминать список нужных дел намного лучше. Отношения с учителями у Лизы не складываются: учителя требуют «нормальные тетрадки» и ругают за «бесполезную трату времени», объясняя, что заниматься творчеством можно только после того, как домашнее задание будет выполнено.

Такой подход к учебе действительно работает: сталкиваясь с необходимостью творчески переработать информацию, ребенок вынужден анализировать, выделять самое важное, самостоятельно определять свои «слабые места», искать способы отображения информации. Да, это занимает больше времени, чем выполнение стандартных заданий, зато учеба не вызывает негативных эмоций, информация усваивается лучше и вспоминается быстрее. Конечно, подобный метод подходит далеко не всем ученикам, но ведь главное — не способ достижения цели, а результат. И проблема здесь не в ребенке, который настолько заинтересован в получении знаний, что самостоятельно ищет способы выучить математику, украинский или природоведение. Учителя не готовы к объективной оценке знаний: до сих пор многие преподаватели считают приучение к «дисциплине» одной из самых важных задач школы.

Между тем в странах ЕС множество методик преподавания, цель которых — развить в каждом ребенке его положительные качества. Например, в школах, работающих по вальдорфской системе, уделяется большое внимание именно «проживанию» информации, а не заучиванию. В таких школах дети учатся всему на практике и — совсем как Лиза — сами оформляют свои тетради так, как хочется.

Семиклассник Николай с гордостью рассказывает, что его сестренка в первом классе умеет решать уравнения и немного знает физику: вместо выполнения своих домашних заданий он играет с девочкой «в школу». Для того чтобы младшая сестра все поняла, приходится немало попотеть — в ход идут и объяснения «на яблоках», и наглядные эксперименты, и научно-популярные мульт-фильмы, и развлекательные видеоролики. Мальчик рассказывает, что «раньше было проще, но зато теперь все запоминается». Учителя сначала ругали его за невыполненные задания, потом — начали удивляться резкому росту успеваемости, а вскоре и вовсе перестали обращать внимание на выполнение домашних упражнений. О времяпрепровождении детей родители узнали только в сентябре от учительницы дочери. Ругать находчивого старшего брата не стали: в конце концов, оба ребенка знают школьную программу на «отлично», а знания никогда не бывают лишними.

Психолог Алина Грибова объясняет, что этот метод — еще один способ не «заучить», а «прожить» новую информацию. Для того чтобы объяснить программу средней школы дошкольнику, недостаточно просто разобраться во всем самому: нужно найти способ объяснить все с помощью понятных ребенку категорий. Задача Коли усложняется тем, что маленькие дети плохо воспринимают абстрактные понятия, им действительно нужна наглядность. И опять же — проговаривая одно и то же нескольку раз, подбирая материа-лы для «уроков с сестрой», он непроизвольно запоминает пройденное. Для детей очень важны эмоции, они вспоминаются лучше, чем сухой текст учебника. «Смешанные возрастные группы» нередко практикуют в дошкольном образовании — за счет небольшого разрыва в возрасте с младшими детьми старшим проще объяснить им что-то непонятное, срабатывает и личный пример. Детям легче понять ровесников или погодков, они как бы «на одной волне». В нашей ситуации большую роль сыграла связь между братом и сестрой: вряд ли мальчик смог бы изо дня в день обучать ее насильно.

У Клавдии Павловны в каждом классе по двадцать-тридцать учеников и она жалуется, что с каждым новым классом справляться с детьми становится все сложнее — не то сказывается возраст, не то дети действительно стали другими. Объединяет их с предшественниками одно: нежелание делать «домашку» и спокойно слушать учителя. В происходящем учительница винит Интернет, в котором дети могут найти намного больше информации, чем в учебнике биологии. Раньше она скептически относилась к знаниям из Интернета. Но чем чаще ученики задавали вопросы, на которые Клавдия Павловна не знала ответа, тем сильнее она убеждалась, что ее преподавательская задача немного изменилась. Учительница объясняет, что не успевает сама отслеживать всю информацию, поэтому решила обращать внимание учеников на то, как проверять ее достоверность и чаще задавать творческие задания — презентации, эссе, проекты «как в американских фильмах». За выставление оценок учительница не переживает: контрольная работа покажет, кто как работал дома. Впрочем, она категорически против отмены домашних заданий, ведь «дети должны быть хоть чем-то заняты».

Несмотря на очевидную необходимость реформ, как показал опыт реализации «Новой украинской школы», у нас еще ко многому не готовы. Хотя брать лучшее есть откуда — в тех же странах Евросоюза.

Первенство в школьном образовании уже не первый год удерживает Финляндия. А ведь еще совсем недавно в мировом сообществе не считалось, что финская школа достойна внимания. Сегодня же финские школьники уверенно занимают призовые места на всемирных олимпиадах, и во многом — благодаря специфическому пониманию целей школьного образования.

Как и во многих европей-ских школах, основное внимание учителей направлено не на то, чтобы вложить в ребенка обязательный объем знаний, а стимулировать его самостоятельно познавать мир. Большое внимание уделяется развитию ученика как самодостаточной личности и исключению насилия из школы. Обязательные задачи могут быть поставлены перед преподавателем — но не перед детьми. Такой подход не позволяет школьному учителю превратиться в ненавистную всем украинским школьникам «училку», стимулирует развиваться, искать новые методики преподавания, отслеживать развитие науки. Пример взрослого, который продолжает учиться самостоятельно, формирует у детей отношение к поиску знаний, как к естественной части жизни. Для того чтобы сделать школьную программу более «жизненной», учителя применяют особую систему. В младших классах учебный день не делят на уроки, преподаватель может комбинировать предметы по своему усмотрению: у него есть цель дать детям определенный набор навыков к концу учебного года и абсолютно не важно, как это произойдет. Учителя запросто объединяют природоведение с родным языком, делают — когда это нужно — акценты на искусство или математику, превращая школу в единое обучающее пространство.

Подобным образом строится обучение и в старших классах. Благодаря этому дети самостоятельно выбирают комфортный для себя способ и порядок получения знаний. Школа дает возможности для пытливого детского ума, и ребенок сам берет столько, сколько ему нужно.

В принципе, европейские школы нацелены на достижение определенного усредненного уровня знаний — точно так же, как украинские. Разница в том, что «там» перед учителями стоит намного больше задач — сформировать критическое мышление, приучить заниматься самообразованием, поддержать проявление личностных качеств каждого. Схожие задачи ставит перед нашими учителями и «Новая украинская школа» — и только от того, как быстро смогут адаптироваться к этим задачам взрослые, зависит качество всех уровней украинского образования.

Автор: -

Пошук:
розширений

Автор
Лелеки повернулися на укріплені енергетиками ДТЕК Одеські електромережі гнізда
На укріплені ДТЕК Одеські електромережі гнізда повернулися лелеки. Наразі птахи заселили 100% своїх домівок, а це − 257 платформ. На початку 2024 року енергетики встановили 4 платформи, до кінця року планують змонтувати ще 16. Попри війну енергетики продовжують дбати про захист біорізноманіття та довкілля. Роботи проводять під егідою проєкту #Лелеченьки, спрямованого на захист та збереження популяції білого лелеки. Він відповідає принципам ESG та Цілі Сталого розвитку Глобального Договору ООН №15 – «Збереження екосистем землі».

«Все, що ми пам'ятаємо, – неправда»
Презентація 8-го видання проєкту «Стара Одеса у фотографіях» зібрала повний зал в Одеській національній науковій бібліотеці

Останні моніторинги:
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса
00:00 18.04.2024 / Вечерняя Одесса


© 2005—2024 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2024 S&A design team / 0.012